Усиленный вариант сцепления ЗИЛ-5301. Зил 5301 схема сцепления


Техобслуживание сцепления ЗИЛ-5301

Регулировка привода сцепления

Техническое обслуживание сцепления заключается в проверке и регулировке полного хода педали сцепления, свободного хода толкателя поршня  главного цилиндра, свободного хода муфты подшипника выключения сцепления и удалении воздуха из гидравлической системы механизма управления сцеплением.

Полный ход педали сцепления (до упора в нижний неподвижный ограничитель) должен быть равен 180... 185 мм. Ход измеряют по середине площадки педали по хорде дуги окружности, описываемой ею. Расположенный в верхней части педали подвижный упор позволяет регулировать полный ход педали изменением ее верхнего положения. После регулировки положение верхнего упора должно быть зафиксировано контргайкой.

Свободный ход толкателя поршня главного цилиндра (1...2 мм) проверяется по перемещению педали сцепления. Ход середины площадки педали должен быть в пределах 5...10мм до того момента, когда толкатель коснется поршня главного цилиндра. Регулировка выполняется при крайнем верхнем положении педали поворотом эксцентрикового пальца 5, соединяющего верхнюю проушину толкателя с рычагом педали сцепления. После регулировки необходимо затянуть и зашплинтовать гайку пальца. Педаль в крайнем верхнем положении удерживается оттяжной пружиной.

Свободный ход муфты подшипника выключения сцепления (должен быть 3...4 мм) проверяется по перемещению рычага вилки выключения сцепления при снятой оттяжной пружине 14(см. рис.1). Перемещение «А» рычага (свободный ход), измеренное по оси соединительного пальца 18, должно быть равно 6... 8 мм. Регулировка перемещения рычага осуществляется вращением толкателя 21, положение которого потом фиксируется контргайкой 20. После регулировки необходимо проверять размер«Д» - величину выступания торца толкателя из резьбового отверстия вилки, который должен составлять 0...7 мм. Если размер«Д» выходит за указанные пределы (допускается утопание торца толкателя на глубину не более 5 мм), то следует переставить рычаг на вилке выключения сцепления, разведя метки, имеющиеся на торце вилки и рычаге. После этого надо повторно отрегулировать ход рычага. Метки на рычаге и вилке предназначены для их первоначальной установки. Необходимо подчеркнуть, что, помимо пробуксовки, отсутствие свободного хода ведет к сильному износу фрикционных накладок ведомого диска.

autoruk.ru

Усиленное сцепление ЗИЛ-5301

С апреля 2001 г. На автомобилях установлен усиленный вариант сцепления.

В ведомом диске усилена демпферная часть: пружины демпфера завулканизованы резиной и внешне выглядят, как цилиндр из резины. Применены безасбестовые фрикционные накладки (возможна установка асбестовых фрикционных накладок).

Для уменьшения износа фрикционных накладок и улучшения плавности включения сцепления введено упругое крепление одной накладки к ведомому диску со стороны короткой части ступицы ведомого диска. Толщина рабочей части диска в свободном состоянии при этом увеличилась до 11,6 мм вместо 9,8 мм. Наружный диаметр ведомого диска не менялся - 340 мм.

Внешне отличить усиленные ведомые диски от дисков прежней конструкции можно по обрезиненным пружинам демпфера, большей толщине рабочей части и наличию дополнительных упругих пластин между накладкой и металлическим ведомым диском, а также расположению заклепок фрикционных накладок.

В нажимном диске с кожухом в сборе увеличена величина перемещения. нажимного диска путем изменения регулировки положения рычагов (рис.1), размер увеличен с 40,2, до 44 мм, а для передачи увеличенного крутящего момента установлены пружины с увеличенным усилием.

От ранее устанавливаемых пружин они отличаются большей длиной в свободном состоянии - 65 мм вместо 63 мм и нагрузкой при сжатии пружины до высоты пружины 45 мм – 735÷815 Н вместо 628÷736 Н.

Обозначение нажимного диска с кожухом осталось без изменения - 130-1601090 и он может устанавливаться на автомобили прежних выпусков совместно с ведомыми дисками 130-1601130 или 431900-1601130.

Под болты крепления сцепления, между кожухом и маховиком, установлены по одной шайбе 3250-1601127 толщиной 1 мм (8 шт. на комплект), болты при этом не меняются.

На ранее выпущенных автомобилях можно установить усиленный ведомый диск сцепления (обозначение ведомого диска - 3250-1601130). Для этого необходимо:

• изменить регулировку положения рычагов нажимного диска - 44 мм вместо 40,2 мм;

• установить шайбы 3250- 1601127 между маховиком и кожухом нажимного диска;

• заменить имеющийся рычаг вилки выключения сцепления—494560-1602043 на рычаг 3250-1602043;

• заменить имеющийся кронштейн крепления пневмогидроусилителя 5301-1606621 или 5301-1609621-01 на кронштейн - 3250-1609621;

отрегулировать свободный ход рычага вилки выключения сцепления, измеряемый по оси соединительного пальца в пределах 5...6 мм.

ВНИМАНИЕ!

При установке ведомого диска короткая часть ступицы должна быть обращена в сторону нажимного диска и коробки передач.

В магазинах надо спрашивать диск от «Зубренка» и ставить его, как показала практика, он наиболее долговечен.

 

 

 

autoruk.ru

ПГУ Зил-5301(Бычок)

На автомобилях и автобусах ЗИЛ применен гидравлический привод сцепления с пневматическим усилителем.

Разборка и ремонт пневмогидравлического усилителя Разборку пневмогидравлического усилителя (ПГУ) для ремонта производят, как правило, в следующих случаях: течь жидкости через манжеты 29, 33 (рис. 1), вследствие их разбухания при использовании некачественных жидкостей; при износе манжеты пневматического поршня 23.

Вероятность отказа других деталей невелика. Порядок разборки приведен ниже. Снять с ПГУ чехол 36 с толкателем 37.

Закрепить ПГУ в тисках, направив вверх передний корпус 26. Вывернуть соединительные болты 12 (2 шт.), 19 и 25 (5 шт.). Последним вывертывать болт 19, расположенный в районе редуктора. При этом следует придерживать корпус 26, так как на него воздействуют пружины 11 и 22. Снять корпус 26, пружины 11 и 22, диафрагму 10 в сборе с седлом. Вывернуть с помощью специального ключа (рис. 4-13) из заднего корпуса 1 корпус следящего поршня редуктора 4 (см. рис. 1).

рис. 1

 

Рис. 1. Пневмогидравлический усилитель сцепления: 1 - задний корпус ; 2 - уплотнение поршня выключения сцепления; 3 и 13 - уплотнительные кольца; 4 - следящий поршень: 5 - перепускной клапан: 6 - колпачок; 7 - уплотнитель выпускного отверстия; 8 - крышка выпускного отверстия; 9 - винт; 10 - диафрагма редуктора усилителя; 11 - пружина диафрагмы редуктора; 12, 19 и 25 - болты: 14 - клапан редуктора усилителя; 15 - пробка: 16 - регулировочная прокладка: 17 - крышка подвода воздуха: 18. 24 и 28 - шайбы; 20 - пневматический поршень; 21 и 35 - стопорные кольца: 22 - пружина пневматического поршня: 23, 29 и 33 - манжеты; 26 - передний корпус усилителя: 27 - направляющее кольцо: 30 - распорная втулка уплотнения поршня; 31 - распорная пружина; 32 - распорная втулка манжеты поршня: 34 - поршень выключения сцепления; 36 - защитный чехол; 37 - толкатель поршня

  Вынуть задний корпус 1 усилителя из тисков. Снять стопорное кольцо 35 и вынуть из заднего корпуса поршень выключения сцепления 34 в сборе, выталкивая его за выступающий шток со стороны уплотнения 2. Снять со штока поршня 34 распорную втулку 30, пружину 31, втулку 32 и манжету 33.Снять стопорное кольцо 21 уплотнения штока поршня выключения сцепления и шайбу 28. Выпрессовать из заднего корпуса манжету 29 и уплотнение 2 штока поршня выключения сцепления. Снять с корпуса 2 (рис. 4-14) уплотнения поршня резиновые кольца 1 и 3. На корпусе 1 (см. рис. 1) отвернуть и снять перепускной клапан 5 в сборе с колпачком. Отвернуть винты 9 крепления крышки 8 выпускного отверстия, снять крышку и уплотнитель 7 выпускного отверстия.

рис. 2

Рис. 4-13. Специальный ключ И806.02.014 для отворачивания корпуса следящего поршня

 

Рис. 4-15. Диафрагма редуктора с седлом: 1 - диафрагма; 2 и 6 - шайбы: 3 - гайка; 4 - седло диафрагмы; 5 - прокладка

Рис. 4-14. Уплотнение штока поршня выключения сцепления:1 и 3 - уплотнительные кольца; 2 -корпус

Выполнять две последние операции не обязательно.

Для разборки диафрагмы редуктора усилителя (рис. 4-15) надо расстопорить гайку 3 диафрагмы редуктора и отвернуть ее. Снять с седла 4 диафрагмы шайбу 2, диафрагму 1, шайбу 6 и прокладку 5. Без необходимости этот узел разбирать не следует.

Для разборки следящего поршня редуктора усилителя (рис. 4-16) надо снять с корпуса следящего поршня уплотнительное кольцо 3 (см. рис. 1). Вынуть из корпуса 2 (рис.4-16) следящий поршень 1 в сборе с манжетой и уплотнительным кольцом. Снять с поршня 1 уплотнительное кольцо 4 и манжету 5.Вынуть из корпуса 2 следящего поршня упорное кольцо 3Для разборки переднего корпуса усилителя и пневматического поршня надо вынуть из переднего корпуса уплотнительное кольцо 13 (рис. 1) седла диафрагмы редуктора, пневматический поршень 20 усилителя в сборе. Снять с пневматического поршня 20 манжету 23 и направляющие кольца 27.Закрепить передний корпус 26 в тиски, направив вверх крышку подвода воздуха 1Отвернуть болты крепления крышки (4 шт.), снять крышку и вынуть клапан редуктора усилителя 14,сняв регулировочные и уплотнительные алюминиевые прокладки 16 с двух сторон седла этого клапана.Клапан редуктора усилителя (рис. 4-17) - неразборной конструкции; в случае необходимости меняется в сборе.Промыть детали и узлы усилителя сцепления в растворе МС-6,МС-8 ТУ 6-15-978-76, обдуть их сжатым воздухом. Произвести дефектацию деталей в соответствии с табл. 4-1.Сборка и регулировка пневмогидравлического усилителя Сборка ПГУ проводится в последовательности, обратной разборке. Смазать резиновые уплотнения штока поршня и поверхность «Д» (см. рис. 1) жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129-75. Запрессовать в задний корпус 1 манжету 29 с помощью оправки (рис. 4-18). Установить уплотнение 2, подсобрав его предварительно с уплотнительными кольцами 1 и 3 (рис. 4-14), установить шайбу 28 и стопорное кольцо 21

рис. 3

 

Для сборки поршня выключения сцепления (см. рис. 1) надо до сборки смазать все резиновые детали и поверхности «А» и «Е» жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129-75.Установить на шток поршня выключения сцепления 34 манжету 33, распорную втулку 32,пружину 31, распорную втулку 30. Подсобранный узел вставить в цилиндр корпуса 1 и установить стопорное кольцо 35.Установить уплотнитель 7 выпускного отверстия, крышку 8 и завернуть винты 9 крепления крышки. Установить и завернуть перепускной клапан 5 в сборе с колпачком 6.

Для сборки следящего поршня редуктора усилителя надо перед сборкой смазать все резиновые детали и поверхность «В» жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129-75.

Затем установить на поршень1 (см. рис. 4-16) уплотнительное кольцо 4 и манжету 5; установить следящий поршень 1 в сборе в корпус 2; установить в корпус 2 следящего поршня упорное кольцо 3 и надеть на корпус следящего поршня уплотнительное кольцо 3 (см. рис. 1).

Для сборки диафрагмы редуктора установить на седло 4 ( рис. 4-15) две прокладки 5, шайбу 6, две диафрагмы 1 и шайбу 2, завернуть гайку 3 моментом 20...25 Нм и застопорить, раскернив в одной точке.

Для сборки переднего корпуса усилителя и пневматического поршня надо установить на пневматический поршень 20 (см. рис. 4-12) манжету  23 и направляющие кольца 27.Затем установить в передний корпус усилителя пневматический поршень 20 в сборе. Перед его установкой полость «Б» заполнить, а поверхность «Ж» смазать тонким слоем смазки 158 ТУ 38.101.320-77.

Установить в передний корпус усилителя новое уплотнительное кольцо 13 седла диафрагмы редуктора. После подсборки сборочных узлов пневмогидравлического усилителя надо установить задний корпус 1 усилителя в тиски разъемом вверх.Завернуть корпус следящего поршня редуктора в сборе в задний корпус усилителя специальным ключом. Положить на задний корпус усилителя диафрагму редуктора усилителя 10 в сборе с седлом, поверхность которого «Г» смазать тонким слоем смазки 158 ТУ-38.101.320-77, и совместить ее отверстия с отверстиями под крепежные болты в заднем корпусе усилителя.Вставить в эти отверстия удлинительные стержни (диаметр 6 мм, длина 100мм). Установить пружину диафрагмы редуктора 11 и пружину пневматического поршня 22.Установить передний корпус усилителя 26 в сборе на задний корпус 1, направив отверстия под крепежные болты по направляющим стержням. Нажать на передний корпус и сжать пружины до устранения зазора между корпусами, причем седло диафрагмы должно войти в отверстие на переднем корпусе, где стоит уплотнительное кольцо 13. Недопустим жесткий упор седла в корпус (тем более с заметным возрастанием усилия сжатия)Не отпуская передний корпус, вынуть один направляющий стержень, вставить болт 19 с пружинной шайбой и завернуть его полностью, но не затягивать и, поочередно вынимая направляющие стержни, вставлять и заворачивать болты 12, 19 (второй) и 25 с пружинными шайбами. После этого равномерно затянуть болты до конца. Установить клапан редуктора усилителя 14 в сборе в передний корпус усилителя, отрегулировав зазор «А» (рис. 4-19). Зазор «А» (ход седла до соприкосновения с клапаном) должен быть 2+0,5 мм.  Регулировать его надо с помощью прокладок 16 (см. рис. 1), которые следует устанавливать не менее одной с каждой стороны седла.

Величину зазора определяют следующим способом:

измерить перемещение седла диафрагмы, которое является разностью расстояний от торца седла до торца переднего корпуса в исходном положении и после полного перемещения седла при создании в гидравлической системе ПГУ давления для преодоления сопротивления сжатой пружины редуктора 11;  установить клапан 14 с одной прокладкой под седлом и плотно прижать его в гнезде с помощью трубчатой втулки с крепежным фланцем;  измерить перемещение стержня клапана 1 (рис. 4-17), которое является разностью расстояний от торца, стержня клапана до торца трубчатой прижимной втулки в исходном положении и после полного перемещения стержня клапана при создании в гидравлической системе ПГУ давления.Давление в гидравлической системе можно создавать с помощью сжатого воздуха 0,5...0,6МПа, подаваемого через отверстие для присоединения гидравлического шланга, предварительно завернув перепускной клапан. Разность между перемещением седла диафрагмы и перемещением стержня клапана будет величиной зазора между седлом диафрагмы и выпускным клапаном. Если эта величина будет меньше заданной, то под седло клапана подкладывают регулировочные прокладки (толщина одной прокладки 0,5мм) до получения необходимого значения зазора. Перемещение седла диафрагмы и стержня клапана лучше всего производить штангенглубиномером ШГ-160 ГОСТ 162-73.Установить крышку подвода воздуха 17 (рис. 1) на передний корпус усилителя и завернуть болты ее крепления. Между передним корпусом и крышкой должен быть равномерный зазор по всему периметру величиной 0.5...1 мм для безусловного прижатия крышки к седлу клапана и обеспечения герметичности. При несоблюдении этого требования возникает утечка воздуха. После сборки необходимо проверить герметичность воздушной и гидравлической частей ПГУ.

Для проверки герметичности воздушной части ПГУ необходимо к крышке подвода воздуха 17 подсоединить бачок емкостью один литр, снабженный манометром и входным запорным краном. На вход бачка подается сжатый воздух давлением 0,5...0,7 МПа. Сначала проверяется входная часть, которой является объем под крышкой подвода воздуха, уплотнение торца крышки с седлом клапана 14 и уплотнение заднего конуса (впускного) клапана и седла клапана. Для этого перекрывается входной кран литрового бачка и измеряется падение давления. Герметичность считается удовлетворительной, если за 30 с давление в бачке упадет не более чем на 0,05 МПа.Затем проверяется рабочая воздушная часть, которая дополнительно включает уплотнение переднего конуса (выпускного) клапана и седла диафрагмы редуктора, уплотнение манжеты пневматического поршня между самим поршнем и стенкой цилиндра переднего корпуса, уплотнение диафрагмы между передним и задним корпусами, а также герметичность самих переднего корпуса и пневматического поршня. Для этого в пневматической системе ПГУ создается давление 0,5...0,7МПа, перекрывается входной кран литрового бачка и измеряется падение давления. Герметичность считается удовлетворительной, если за 30 с давление в бачке упадет не более чем на 0,05 МПа.

Для проверки герметичности гидравлической части необходимо установить манометр между ПГУ и главным цилиндром. Затем систему прокачивают для удаления из нее воздуха.От крышки подвода сжатого воздуха отсоединяется шланг. В гидравлической системе создается давление 6,5...7,0 МПа. Главный цилиндр при этом заперт и через него утечек нет. Герметичность считается удовлетворительной, если за 30 с давление в трубопроводе упадет не более чем на 0,5 МПа.

autoruk.ru

Зил бычок сцепление, кожух, диск, картер, проверка | Зил бычок

ЗИЛ 5301, или как в народе говорят «бычок», оснащен сухим однодисковым сцеплением. На сцеплении установлен гаситель крутильных колебаний, в виде пружины.

Кожух сцепления сделан из стали. Крепится кожух к маховику при помощи болтов в количестве 8 штук. Все болты центрирующие. К самому кожуху крепится нажимной диск. В качестве крепления используются 4 пары пружинных пластин. Именно эти пластины и передают вращение от кожуха на нажимной диск.

Эти же пластины предназначены для того, чтобы сам нажимной диск вращался. В качестве материала для изготовления нажимного диска, используется серый чугун. Между кожухом сцепления и нажимным диском нашли себе место 16 пружин. Эти самые пружины и обеспечивают нажимное усилие диска. Также на нажимном диске имеются рычаги, сделанные так же, как и кожух, из стали. Шарниры рычагов состоят из игольчатых подшипников.

сцепление

Чтобы сцепление исправно работало долгие километры пробега, оно должно быть подвергнуто техническому обслуживанию. Техническое обслуживание сцепления включает в себя следующие мероприятия:

1. Проверка и регулировка полного хода педали. Этот ход должен колебаться от 18 до 18.5 см. Ход педали это расстояние от середины педали до того места, где она упирается в пол. Над педалью сцепления установлен подвижной упор. Именно с помощью него нужно регулировать ход педали. Как только вы поймали нужное расстояние, зафиксируйте упор контргайкой.

2. Проверка и регулировка свободного хода толкателя поршня главного цилиндра. Свободный ход толкателя не должен превышать двух миллиметров. Для проверки вам потребуется плавно нажать на педаль сцепления, и как только толкатель коснется главного цилиндра, перестаем давить на сцепление. Расстояние пройденное педалью от начального положения до того момента, когда толкатель коснулся главного цилиндра, должно составлять от 0.5 до 1 см. Регулировка толкателя происходит следующим образом.

Педаль сцепления находится в самом верхнем положении; находим эксцентриковый палец, который соединяет толкатель с рычагом педали сцепления, и поворачиваем его, пока не достигнем нужного нам хода. После этого затягиваем и зашплинтовываем гайку пальца.

3. Проверка и регулировка свободного хода муфты подшипника выключения сцепления. Этот ход должен составлять 3-4 мм. Для проверки необходимо снять оттяжную пружину и переместить рычаг вилки выключения сцепления. Этот рычаг должен сдвинуться на расстояние от 6 до 8 мм. Если есть какие-то отклонения от нормы, то необходимо вращать толкатель. После этого нужно зафиксировать его в нужном положении, используя контргайку. Дальше измеряем, насколько торец толкателя выступает за резьбовое отверстие вилки. Если все нормально, то этого выступа не будет, либо он выступит максимум на 7 мм. Если торец находится в глубине резьбы, то есть, утоплен, то это допустимо максимум на 5 мм.

Если свободный ход не отрегулирован, то вы рискуете лишиться фрикционных накладок ведомого диска.

www.zil-bychok.ru