Простейший способ как сделать рамку сцепления на мотоблок своими руками. Типы сцепления на мотоблоках


существующие разновидности, их особенности, преимущества

Мотоблок является универсальным мобильным энергетическим устройством, основанным на базе одноосного шасси. Мотоблок относят к разновидности малогабаритного трактора. В наше время мотоблоки нашли очень широкое применение в различных видах сельского хозяйства. Их используют для различных полевых работ, для обработки земли, а также они нашли свое место и в области садовых работ.

Мотоблок — это очень мощная машина, которая может с легкостью передвигаться как назад, так и вперед, предназначенная для работы на любом виде почвы. Такое устройство считается многофункциональным за счет того, что оно снащено разнообразными насадками, а также в продаже имеется специальное дополнительное оборудование, предназначенное для мотоблока. К примеру, с помощью специальной адаптированной насадки мотоблок можно использовать в качестве газонокосилки. Большим достижением является то, что мотоблок можно использовать и в качестве снегоуборочной машины, делать это можно при помощи прицепного оборудования, также с помощью этого оборудования можно убирать и листья.

Устройство мотоблока и принцип его работы

Вне зависимости от марки и модели все мотоблоки состоят из пяти основных частей:

  1. Двигатель. Обычно применяются бензиновые или дизельные двигатели, которые оснащены автоматическим регулятором частоты вращения. Такой регулятор в разы упрощает работу оператора. Мощность двигателя мотоблока составляет максимум 10 л. с., как правило, двигатели большей мощности на них не применяются.
  2. Трансмиссия для мотоблока может быть: зубчатой, зубчато-червяной, ременно-зубчато-цепной, гидрообъёмной. Последние набирают все большую популярность за счет того, что позволяют более плавно управлять скоростью мотоблока и его тяговым усилием.
  3. Ходовая часть.
  4. Система агрегатирования, служит для того, чтобы мотоблок можно было соединить с дополнительным оборудованием.
  5. Система управления. Мотоблок оснащен рулевыми штангами, для того, чтобы им было проще управлять.

Работа мотоблока осуществляется за счет тягового усилия, которое создается колесной ходовой частью. В целом принцип работы мотоблоков одинаков, отличаются они лишь дополнительным оборудованием.

Преимущества и недостатки мотоблока

Широкое применение мотоблок нашел в области вспашкии разрыхления земли. Относительно этой функции можно и выделить главное достоинство мотоблока по сравнению с трактором и плугом. Он имеет маленький вес — до 100 кг, в то время как трактор с плугом достигают веса в несколько тонн. Еще одним неоспоримым достоинством мотоблока является его производительность, по сравнению с ручным трудом. То, что вручную вы будете делать целый день, а то и больше, с мотоблоком можно будет сделать за 2−3 часа. И, конечно же, большой выбор дополнительного оборудования для мотоблоков радует. Его можно применять не только для разрыхления земли. Есть и такие мотоблоки, с помощью которых можно сажать и убирать овощи.

Несмотря на то, что мотоблок выигрывает в весе по сравнению с трактором, конечно же, он имеет более низкую производительность по сравнению с ним. Мотоблок целесообразнее применять для поля менее чем 10 гектар, если же поле более чем 10 гектар, лучше всего использовать трактор.

Как правильно выбрать мотоблок?

Прежде чем выбрать мотоблок, в первую очередь, нужно обратить внимание на размер участка. Мотоблок следует выбирать, исходя из его мощности. Чем больше участок, тем мощнее нужен мотоблок. Если площадь вашего участка находится в пределах 15 соток, то вполне хватит мотоблока с мощностью 3 — 3,5 л. с., а если участок площадью 1−5 гектаров, то целесообразнее выбирать более мощный мотоблок — 9−10 л. с.

Второе, на что нужно обращать внимание при выборе мотоблока — это ширина захвата земли. Также он выбирается в зависимости от площади вашего участка. Если площадь участка до 15−20 соток, то вполне хватит ширины захвата в пределах 60 см, если же площадь 1−5 гектаров, то следует выбирать наибольшую ширину захвата земли, к примеру, 100 см. От того, с какой шириной захвата земли вы выберете мотоблок, напрямую будет зависеть производительность труда.

Разновидности мотоблоков

​Мотоблоки разделяют на следующие разновидности:

  • Сверхлегкие мотоблоки. Мощность таких агрегатов менее 3 л. с., по весу они не достигают и 20 кг. Лучше всего использовать их на небольших дачных участках. Благодаря тому, что они имеют небольшие размеры и вес, ими легко управлять, а также нетрудно хранить и транспортировать. Ширина захвата земли у таких мотоблоков состовляет от 25 до 30 см, а глубина около 8 см. Прекрасно справляются с обработкой клумб и грядок, и позволяют вспахивать землю в труднодоступных местах.
  • Легкие мотоблоки. Мощность находится в пределах 2,5−4,5 л. с., вес не более 40 кг. Ширина захвата земли от 50 до 90 см, глубина — от 15 до 18 см. Как правило, легкие мотоблоки оснащаются четырехтактным двигателем, за счет этого достигается более высокий КПД агрегата.
  • Средние мотоблоки. Мощность таких агрегатов доходит до 7 л. с., их масса колеблется в пределах от 60 до 100 кг. Практически все модели данного типа имеют трансмиссию с двумя передними скоростями и одной задней. Средние мотоблоки являются универсальными устройствами, к ним можно подобрать разное дополнительное оборудование и использовать мотоблок для различных целей.
  • Тяжелые мотоблоки. Используются для более профессиональных целей. Как правило, распространены у фермеров или коммунальных служб. Мощность таких агрегатов может достигать 16 л. с., а весом они могут быть от 100 кг и более. Для таких машин дополнительное навесное оборудование можно найти в большом ассортименте.

Цена на мотоблоки разных типов, соответственно, разная. Зависит она от мощности агрегата и от размера его бака. К примеру, мотоблок мощностью 5,5 л. с. и объемом двигателя 3,8 литра будет стоить в районе 800 $. Срок службы мотоблока целиком зависит от его редуктора, наиболее мощным редуктором считается шестеренчатый. И еще: чем больше вы загружаете машину, тем быстрее сокращается ее срок службы. При покупке мотоблока на него обязательно имеется гарантия, которая составляет, практически в большинстве случаев, 1 год.

Общие правила эксплуатации мотоблока

Подготовка к запуску. Перед тем как впервые запустить мотоблок, нужно обязательно проверить уровень масла в двигателе, иначе можно испортить машину, даже не воспользовавшись ею ни разу. Также необходимо обязательно залить полный бак бензина. Бензин нужно использовать той марки, которая предпочтительнее для данного вида двигателя. Далее проверьте все соединения, также необходимо проверить тросы сцепления, реверса и газа, далее нужно закрепить руль и транспортировочное колесо.

Далее необходимо запустить мотоблок. Если вы делаете это впервые, желательно не полагаться на интуицию и сделать запуск согласно инструкции.

После запуска можно наслаждаться работой мотоблока. Для того, чтобы начать работать на мотоблоке, его следует доставить на то место, где будет осуществлять сам процесс. В зависимости от того, что вы собираетесь делать с помощью мотоблока, необходимо прицепить нужное навесное оборудование.

Некоторые рекомендации при работе с мотоблоком:

  • перед каждым запуском необходимо проверять уровень масла;
  • масло необходимо менять каждую весну;
  • необходимо делать небольшие перерывы в работе, для того, чтобы предотвратить перегрев двигателя;
  • обязательно необходимо следить за нужным количеством смазки редуктора;
  • не забывайте прочищать воздушный фильтр.

Отзывы о мотоблоках

Раньше заниматься вспахиванием огорода было просто мучением. По весне совсем не хотелось ехать на участок и копать землю. После приобретения мотоблока проблема отпала сама собой. Пользуемся таким устройством уже не один год, и всегда с большим удовольствием.

Алексей

Приобрели мотоблок мощностью 6 л. с., теперь это наш помощник на даче круглый год! Весной землю помогает разрыхлять, осень листву опавшую убирать, зимой дорожки от снега расчищать. Покупкой очень довольны, хоть и пришлось вложиться в нее.

Дмитрий

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

nashgazon.com

своими руками, регулировка, автоматическое, как сделать

Если в конструкции вашего мотоблока не установлено сцепление, то можно изготовить рамку сцепления на мотоблок своими руками. Данная система должна передавать крутящий момент от коленвала двигателя на КПП. Процесс основан на воздействии муфты сцепления на мотоблок. При этом происходит разъединение мотора и редуктора. За счет этой системы культиватор начинает плавно двигаться с места и останавливается без выключения мотора.

Модернизация сцепления

Какие задачи выполняет сцепление для мотоблока

Сцепление для мотоблока выполняет следующие функции:

  • передает крутящий момент;
  • гасит колебания вращения;
  • плавно переключает передачи;
  • соединяет шестерни;
  • подключает и отключает соединение двигателя с КПП;
  • отсоединяет трансмиссию от маховика.

В зависимости от конструкции культиватора сцепление бывает различных видов.

Центробежная система использует тросик сцепления на мотоблоке, маховик, вал, ручку, диск, шайбу. При больших нагрузках система пробуксовывает, поэтому широко не применяется.

Центробежная система

Гидравлическое сцепление мотоблока передает движение поршню при давлении на педаль через шатун, который направляет рабочую жидкость по каналу выжимным способом. Поршень действует на рычаг через шатун, ручка возвращается обратно при помощи пружины.

Гидравлическое сцепление

Автоматическое сцепление на мотоблок устанавливают на мотокультиваторы с большой мощностью двигателя. Однодисковые и многодисковые системы обеспечивают плавность включения агрегата и начала его движения.

Как изготовить рамку сцепления на мотоблок своими руками

Рассмотрим, как сделать рамку сцепления на мотоблок своими руками. Ременное сцепление, которое установлено на большинство культиваторов, быстро изнашивается, клиноременная система не обладает высокой прочностью и надежностью, имеет низкий КПД, не применяется для культиваторов с мощным двигателем. Поэтому многими владельцами осуществляется переделка и модернизация такой системы.

Рассмотрим, как изготовить самодельный механизм сцепления.

За основу надо взять:

  • маховик и вал коробки передач от автомашины Москвич;
  • ступицу и поворотный механизм от автомобиля Таврия;
  • металлический профиль;
  • шкив;
  • стальную заготовку от автомобиля ГАЗ-69, которую можно применить в качестве коленвала.

Шкив мотоблока

Самоделка изготавливается путем заточки стальной заготовки на токарном станке. Это нужно, чтобы на изготовленный вал надеть ступицу.

Доработка сцепления мотоблока выполняется следующим образом. После установки шкива на вал надо сделать заточку посадочного места по размерам диаметра кольца шкива под опорный подшипник.

Нужно, чтобы ступица надевалась без зазоров, шкив хорошо прокручивался.

После этого надо перевернуть устройство и выполнить те же действия с другой стороны. Затем дрелью со сверлом в 5 мм в шкиве делают 6 отверстий, находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга.

Так как будут применяться болты 10 мм, то с обратной стороны при помощи сверла диаметром 12 мм просверливают отверстия для колеса, которое предназначено для приведения в движение ремня.

Затем на маховик монтируют шкив и тем же сверлом выполняют отверстия, а потом стягивают детали при помощи болта.

Маховик и шкив

Пока шкив расположен на маховике, через выполненные в нем отверстия сделайте отметки на маховом колесе. Затем снимите шкив и просверлите данные 6 отверстий.

После этого при помощи болтов размером 10 мм надо стянуть конструкцию. При этом резьба болта без шляпки должна составлять 60 мм. Коленвал изнутри следует отточить при помощи болванки. Чтобы маховое колесо не совершало ударов и двигалось плавно, надо его поверхность отточить и отцентрировать по посадочному отверстию.

Коленвал

Затем осуществляется регулировка сцепления мотоблока. Нужно отрегулировать доработанное маховое колесо. Для этого надо внутреннюю поверхность маховика вместе со шкивом обточить на токарном станке. При этом можно снять слой металла не более 1 мм. Предварительно маховое колесо надо посадить на свое место, проверить соединение плоскостей. Зазор не должен быть более 0,1 мм. После выполненных действий корзина монтируется на маховик.

specmahina.ru

Как выбрать сцепление на мотоблок?

Приобретая мотоблок для домашнего хозяйства, фермеры хотят как можно быстрее вывести покупку в плюс. Окупаемость агрегата напрямую зависит от качества сборки и долговечности рабочих узлов.

Как выбрать сцепление на мотоблок?

Стабилизирующим звеном в трансмиссии с/х машины является сцепление.

Зачем мотоблоку муфта сцепления?

  • Связывает и размыкает коленвал двигателя и первичный вал КПП при резких остановках;

  • Передает момент кручения;

  • Гасит колебания при переключении скоростей;
  • Делает старт и торможение более плавными и приятными.

Еще одна важная задача - безконтактное соединение шестерен и улучшение износостойкости всего транспортного блока. Поэтому так важно выбрать оптимальную модель сцепления конкретно для своего мотоблока. Рассмотрим самые распространенные варианты.

Устройство и разновидности механизмов

Все муфты состоят из схожих элементов: ведущих, ведомых и узла управления включением и выключением сцепления.

Исходя из особенностей машины, выделяют такие виды механизмов сцепления:

  1. Центробежное - тесно связано с дифференциалом, обеспечивая маневренность на поворотах. Однако, оно состоит из деталей, подверженных высокому трению и пробуксовкам при интенсивных нагрузках.

  2. Ременное - подходит маломощным бензиновым мотоблокам и культиваторам, не отличается долговечностью и производительностью.

  3. Гидравлическое - передает крутящий момент с помощью изменения силы давления рабочей жидкости в поршне посредством выжимания.

  4. Фрикционное - лучше всех других систем реагирует на изменения скорости, имеет длительный ремонтный ресурс и высокий КПД.

  5. Дисковое - наиболее надежный вариант для дизельных мотоблоков. Позволяет трогаться с места без лишних толчков и развить высокую скорость передвижения.

По типу трения и наличию смазки различают сцепление сухого и мокрого типа, то есть в масляной ванне.

Что выбрать?

Многие эксперты сходятся во мнении, что однодисковое сухое сцепление с фрикционной муфтой - оптимальный вариант для большинства транспортных средств, в том числе и для мототехники. Оно передает максимальный крутящий момент, отличается износостойкостью и простотой эксплуатации.

moto-traktor.ru

Какой мотоблок лучше выбрать для дачи: классификация и важные характеристики

Трудно представить себе современный загородный участок, не нуждающийся в регулярной обработке почвы. Для облегчения этого нелегкого труда современная промышленность разработала и внедрила сразу несколько подручных устройств, одним из которых является мотоблок. С наступлением весны, потеплением и подготовкой к посевным работам наступает пора повышенного интереса к этим приборам. О том, какой мотоблок лучше купить, и каковы особенности разных видов мотоблоков, рассмотрим далее.

Возможности и область применения мотоблока

Чтобы выяснить, как выбрать хороший мотоблок для дачи и для огорода, следует разобраться, что представляет собой этот прибор. Данный агрегат является упрощенным трактором с небольшим запасом мощности. Разумеется, габариты устройства гораздо меньше, чем у обычного трактора, ведь мотоблоку приходится работать в гораздо более тесных условиях: на грядках огородов, куда техника стандартных размеров не сможет даже заехать.

Еще одно важно отличие – принцип осевого устройства. Агрегат функционирует на одной единственной оси.

Основные задачи, которые призван решать мотоблок, обычно вписываются в список сельскохозяйственных работ: вспахивание, боронование, разрыхление, перекапывание и т.д. Именно для использования в приусадебной среде был спроектирован и собран мотоблок. Возможности агрегата могут ограничиваться только количеством навесного оборудования, с которым он взаимодействует. Чаще всего прибор используют для обработки поверхности участка в той или иной форме.

  1. Вспахивание земли. С этой задачей справится любой легкий мотоблок для дома. Как правило, за процесс отвечает специальный прибор, т.н. плужок. Если масштабы выходят за пределы огорода или участка, то навесной плуг прикрепляется к трактору. Мотоблок выгодно отличается от аналогов степенью погружения в почву: плужок проникает глубже. Вследствие более глубокого погружения происходит более интенсивное перемешивание составляющих почвы, она лучше насыщается кислородом.Вспахивание земли
  2. Окучивание. Навесной окучник помогает обрабатывать картофельное поле с помощью мотоблока. Механическое окучивание происходит гораздо быстрее и продуктивнее ручного. Окучивание в значительной степени насыщает клубни кислородом и помогает испарить избыток влаги. К тому же, окучить можно еще и землянику. Особенно полезно это будет в случае, если засеянная гряда растет на территории, под которой протекают грунтовые воды.
  3. Боронование. Для боронования необходимо использовать соответствующий тип навесного оборудования со специальными зубчиками. В основном эта возможность применяется для дробления крупных комков земли и разрыхления корки на поверхности почвы. В некоторых случаях при помощи насадки для боронования можно удалить часть сорных растений.Боронование
  4. Засадка и сбор урожая — еще одна удобная функция мотоблока. Как правило, пользователи прибегают к услугам картофелесажалки и картофелевыкапывателя. Когда в работе задействован мотоблок с соответствующими насадками, процесс происходит гораздо быстрее – как на небольшом участке, так и в открытом поле. В соответствующий лоток для сбора клубней может поместиться до двух с половиной ведер картофеля, а при помощи сеятеля допускается сажать лук с чесноком.
  5. Стрижка и уход за декоративным газоном. Для осуществления этого вида работ необходимо выбрать мотоблок с косилкой. Впрочем, на сегодняшний день этот тип оборудования входит в большинство комплектаций всех моделей. Трава подстригается на участке в один метр вокруг устройства, что гораздо эффективнее триммера. К уходу за травой относится и такое навесное оборудование как аэратор, после использования которого газон начинает расти более скученно, без проплешин. На современные мотоблоки устанавливается измельчитель, благодаря которому трава и ботва рубятся в компост. Еще одна особенность в рамках ухода за клумбами и газонами – это специальная моторизованная помпа, при помощи которой легко и удобно поливать грядки и цветы.
  6. Зимняя эксплуатация. Мотоблок является универсальным средством, благодаря чему его использование не ограничивается строго весенне-летним периодом. При необходимости аппарат прекрасно эксплуатируется и зимой. Для этого на прибор устанавливается специальная лопата для убора снега, сбрасыватель снега и соответствующие щетки, что в значительной степени облегчает ручной труд.Уборка снега мотоблоком
  7. Перевозка малогабаритных грузов. Часто после работы на участке остается немало различных отходов — это и скошенная трава, и спиленные ветки, и бытовые отходы, и строительный мусор. Если у владельца мотоблока имеется небольшой прицеп, то он может спокойно собрать весь мусор и без лишних усилий отвезти его на свалку. Очень удобно в случаях, когда планируется небольшое строительство или ремонтные работы, а также после осенне-весенних уборок на приусадебном участке.

Разумеется, для того, чтобы реализовать все перечисленные возможности мотоблока, необходимо приобретать каждую из насадок отдельно. В базовую комплектацию бюджетных моделей помимо силового агрегата входят разве что колеса и культиватор.

Не стоит забывать о том, что чем больше мощность мотоблока, тем больше функций он способен выполнять.

Основные отличия мотоблока от культиватора

Отличий не так уж и много, а те, что есть можно назвать техническими. По большому счету, основное отличие мотоблока от культиватора – это производительность, то, каким запасом мощности он обладает. Основываясь на этом показателе, рассматриваются и иные параметры, вес, размер, габариты и т.п.

Культиватор разрабатывался как узконаправленное устройство, предназначенное для подготовки почвы перед высадкой. В результате этот прибор обладает меньшей производительностью, чем мотоблок. К тому же, последние могут «примерить» на себя широкий перечень навесного оборудования, значительно расширяющий их функционал. Именно в силу наличия большего количества возможностей выбор пользователей чаще остается за мотоблоком.

Еще одно существенное отличие – принцип тяги. У мотоблока тяга вырабатывается в колесах, вследствие чего функционирует весь агрегат. Культиватор же вместо колес оборудован соответствующим инструментом.

Культиватор может быть механическим, что очень удобно для использования на небольшом огороде 3-4 соток, где мотоблок не сможет развернуться. Мотоблок всегда оснащается силовым агрегатом, без которого невозможна его дальнейшая эксплуатация.

Механический культиватор

Несмотря на различия, и культиватор, и мотоблок обладают целым рядом похожих функций. Первое устройство мобильнее и габаритнее, зато мотоблок более универсален и производителен, благодаря чему пользуется хорошим спросом среди отечественных потребителей.

Классификация мотоблоков по весу

Устройства принято различать по двум основным пунктам: по массе и производительности и по топливу, на котором они работают. Если говорить о первом пункте, можно выделить 3 основные категории: легкие, средние и тяжелые агрегаты.

Легкий

Обладают легким корпусом, их мощность измеряется в диапазоне от 2 до 6 л.с. Системой впрыска топлива служит классический карбюратор. Общая масса составляет от 30 до 75 кг. Охлаждающая система силового агрегата воздушная, без участия антифризов. Как правило, это ручной мотоблок, т.е. управляется он, что называется, по старинке. Скорость перемещения по участку чаще всего только одна, а погрузить такой агрегат в кузов автомобиля можно самостоятельно либо при помощи еще одного человека. При помощи легкого мотоблока можно спокойно, без лишних хлопот обработать земельный участок площадью до одного гектара.

Существенный недостаток у легких мотоблоков только один: на них можно закрепить мало разновидностей навесного оборудования. Чаще всего на легком агрегате используют пассивную почвофрезу.

Легкий мотоблок

Средний

Условно в эту категорию попадают устройства с мощностью двигателя от 6 до 12 л.с. Большинство таких моделей имеют дизельный двигатель с водяным охлаждением, которое гораздо эффективнее при интенсивной нагрузке на силовой агрегат отводит тепло, нежели пассивное воздушное охлаждение. К тому же такие аппараты оснащаются полноценной 2-3 скоростной КПП, включая реверс. Масса устройства без учета навесного оборудования составляет от 75 до 170 кг. Таким агрегатом можно без труда обработать до двух гектар земли.

Средний класс мотоблоков может использовать множество различных вариантов дополнительного оборудования: плуг, фрезу, культиватор, сеялку или автоматическую копалку. Если требуется подровнять траву или полить газон, имеется возможность установки косилки или опрыскивателя-помпы. К тому же, к среднему мотоблоку можно подключить и снегоочиститель. При желании к прибору присоединить прицеп, и использовать его тяговые возможности для транспортировки груза по участку.

Средний мотоблок

Тяжелый

Тяжелый мотоблок имеет следующие основные характеристики: его вес составляет от 170 до 300 кг, а мощность двигателя измеряется от 10 л.с. В сущности, модели, которые весят от 250 кг и обладают мощностью в 15 л.с. являются миниатюрными тракторами, часто с сиденьем для водителя. На такой прибор устанавливается 3-5 скоростная КПП с реверсом и дифференциалом, который может быть заблокирован. Редукторный потенциал обеспечивает наличие крутящего момента для вала отбора мощности, а он, в свою очередь, приводит в движение все навесное оборудование. Принцип действия схож со старшими моделями тракторов. Если у пользователя имеется широкий перечень дополнительных инструментов, которые можно использовать, данный вид приборов больше всех остальных подпадает под определение универсальный мотоблок.

Тяжелый мотоблок

Какой тип топлива предпочесть

В данном контексте все мотоблоки можно поделить на три основные категории.

  1. Электрический. Чаще всего это маленький тип мотоблоков. Таким агрегатом можно за раз обработать до 5-7 соток земли. Чаще всего используются для разрыхления почвы в теплице, где нет возможности использовать ДВС. Могут работать как от сети, так и от аккумуляторной батареи.Электрический мотоблок
  2. Бензиновый двигатель. Им оснащаются модели средних и крупных размеров. Как правило, ДВС на бензине является 2 и 4-х тактным. Основными критериями при выборе служат объем двигателя, измеряющийся в кубических см и его мощность, измеряемая в л.с.Мотоблок с бензиновым двигателем
  3. Дизельный. Чаще всего это одноцилиндровый 4-х тактный ДВС, устанавливаемый на средний и тяжелый мотоблок. Приборы, работающие на дизеле, более экологичны и экономичны. Но цена на их обслуживание гораздо выше. К тому же, сама топливная система гораздо более чувствительна к качественному топливу, которое бывает проблематично найти за городом.Мотоблок дизельный

В отдельных случаях встречаются переделки. Владельцы некоторых бензиновых мотоблоков адаптируют свои устройства для работы на газу, что может привести к существенной экономии для топлива.

Важно помнить, что переделка возможна только из бензинового ДВС, дизельные аналоги такой возможности лишены, либо адаптация будет довольно проблематичной.

Выбор типа редуктора

Этот узел является одним из важнейших в устройстве. При помощи него возникает и передается потенциал крутящего момента. От того, какой именно редуктор установлен в аппарате, будет зависеть сложность его эксплуатации и обслуживания. К тому же, разные типы редукторов шумят по-разному. Переключение скоростей тоже зависит от того, какой редуктор установлен в системе.

  1. Редуктор червячной конструкции. Обычно устанавливается на одноступенчатой КПП, которую можно встретить в самых легких моделях. Наличие червячной передачи хорошо уже тем, что при эксплуатации даже на повышенных нагрузках такая коробка издает гораздо меньше шума. ДВС, управляемой при помощи червячной передачи, установленной в КПП, работает мягкой и плавно, без рывков. Весомым недостатком является короткий срок работы: к сожалению, такой тип редуктора довольно быстро изнашивается.Червячный редуктор
  2. Редуктор с цепным механизмом. Данный вид редуктора более надежный, чем предыдущий. Устанавливается цепной редуктор в основном на мотоблоки среднего и тяжелого класса. Ось двигателя оснащается ведущей звездочкой, а рабочий вал ведомой. Их соединение осуществляется при помощи обычной цепи, которую необходимо смазывать и подтягивать. В случае изменения передаточного числа изменяется усилие рабочей оснастки. Это очень удобно, т.к. есть возможность выбирать мощность, которая требуется для выполнения разного рода задач. Цепные редукторы встречаются как разборные, так и одноразовые. В случае если на модель устанавливается обслуживаемый тип редуктора, то некоторые его части (звездочка) можно без труда заменить. Существенный недостаток таких редукторов – шумная работа.Цепной редуктор
  3. Редуктор с шестернями. Принцип его работы основан на комбинации шестеренок разного размера. Как и цепной, шестереночный редуктор устанавливается на средние и тяжелые мотоблоки. Эта коробка переключения передач считается самой долговечной и надежной. Шестереночный редуктор прекрасно справляется с повышенными нагрузками, но стоит при этом гораздо дороже. К тому же, в ремонте шестеренчатый редуктор также обойдется недешево.Редуктор с шестернями

Выбор не столь велик, как может показаться. Впрочем, не стоит забывать, что какой именно устанавливается редуктор, зависит от массы самого аппарата. Все легкие мотоблоки оснащаются червячными редукторами. Средние и некоторые тяжелые – цепными. И только все тяжелые, являющиеся, по сути, небольшими полноприводными тракторами, оборудованы шестеренчатыми редукторами.

Какое бывает сцепление

Комплектация сцепления во многом зависит от того, какую задачу будет выполнять агрегат. В классификации мотоблоков существует несколько видов сцепления.

  1. Сцепление фрикционного типа. Самое распространенное сцепление среди дачников и огородников. Очень легко обслуживается в «полевых» условиях. Запчасти можно отыскать в любом соответствующем магазине, а рабочий ресурс и показатели полезной нагрузки, которую данное сцепление способно выдержать, находятся гораздо выше среднего уровня.Фрикционное сцепление
  2. Центробежный тип сцепления. Судя по многочисленным отзывам пользователей, данный тип сцепления может буксовать в рыхлой почве, вследствие чего наступает довольно быстрый износ поверхностей, с которыми происходит соприкосновение. Не самый популярный вид сцепления.Центробежное сцепление
  3. Гидравлика. Стоит нажать на педаль акселератора, и в гидравлическом сцеплении приходит в движение поршень, что ведет за собой начало движение жидкости по центральному каналу. От давления, появившегося в системе, в движение приходит шатун. В изначальное положение он возвращается при помощи системы пружин.
  4. Сцепление ременного типа. Низкая популярность сцепления данного типа обусловлена тем, что оно довольно быстро изнашивается. Часто происходят обрывы ремня при работе на повышенной нагрузке. Чем мощнее двигатель, устанавливаемый на модель, тем быстрее изнашивается ременное сцепление.Ременное
  5. Сцепление дискового типа. Устройства с дисковым сцеплением отличаются количеством деталей. Встречаются однодисковые и многодисковые виды сцепления. Принцип работы остается одним и тем же, различие заключается в повышенном комфорте и надежности прибора. Дисковое сцепление является одним из самых надежных, на аппаратах с таким устройством заявлено самое мягкое управление, а также плавный и беспроблемный запуск силового агрегата. Минусом является дорогое обслуживание.Дисковое

Отличия могут быть и в зависимости от системы зажигания, устанавливаемой на силовой агрегат. Здесь сцепления делятся на постоянно замкнутый тип и непостоянно замкнутый.

Полезные дополнительные опции

Ниже будут рассмотрены полезные дополнения, которые облегчат управление устройством.

Вал отбора мощности

Весьма полезное решение, которое значительно увеличивает функционал устройства. Вал отбора мощности позволяет эксплуатировать гораздо больше навесного оборудования и эксплуатировать мотоблок в зимнее время, превратив его в снегоуборщик. Впрочем, если в задачи агрегата не входит необходимость во вспахивании больших площадей, а также высокая мощность, можно ограничиться обычным, легким мотоблоком без вала.

Вал отбора мощности

Дифференциал

Благодаря наличию дифференциала мотоблок становится более маневренным, что очень важно на небольшом земельном участке. Значительно сокращается радиус разворота колесной базы, благодаря чему завалы на бок при повороте практически исключаются. По своей сути дифференциал позволяет блокировать колесо без прикладывания физических усилий. Как правило, модели с данной опцией идут с пониженной передачей в КПП.

Разумеется, мотоблок с блокировкой дифференциала будет стоить значительно дороже, но устройство с такими возможностями будет гораздо более полезным и функциональным в приусадебном хозяйстве.

Дифференциал

Водяное охлаждение

В теплое время года вопрос об охлаждении ДВС встает особенно остро. При работе на повышенной нагрузке в течение длительного времени силовой агрегат быстро нагревается. Для его охлаждения необходимо прибегать к дополнительным манипуляциям, т.к. пассивная система, зачастую, не справляется. Водяное охлаждение двигателя поможет отвести излишек тепла от мотора с гораздо большей эффективностью, чем воздушная система охлаждения. Мотоблоки с водяным охлаждением стоят значительно дороже, но в работе они являются более предпочтительными благодаря повышенной надежности.

Выбор мотоблока для разных участков

Многие специалисты рекомендуют основывать свой выбор на том, каков состав почвы на рабочем участке и его площадь. Если почва рыхлая, участок маленький, и глубокое погружение не требуется, то можно ограничиться маломощными моделями. Чем больше участок, плотность суглинка и необходимость погружения для вспахивания, тем более мощная техника потребуется для ее обработки.

В отдельных случаях стоит обратить внимание на ландшафт и его особенности: наличие крупных камней, пней и коряг. Если участок холмистый, и на нем много пней, то полноприводному мотоблоку будет просто негде развернуться, к тому же, из-за неровностей эффективность обработки земли значительно снизится.

Основным критерием выбора устройства по-прежнему остается участок, на котором планируется производить работы. Зависимость здесь прямая: чем больше участок, тем мощнее мотоблок потребуется для его обработки.

Заключение

Современный мотоблок представляет собой устройство-конструктор, которое подвергается всевозможному «моддингу», многочисленным переделкам и внесению изменений в изначальную конструкцию. Это делает прибор еще более функциональным и полезным в приусадебном хозяйстве. А количество навесного оборудования, предлагаемого по умолчанию, способно удовлетворить практически все основные сельскохозяйственные потребности. Именно поэтому за довольно короткое время мотоблок из средства роскоши стал уделом широкого пользовательского интереса, перейдя в раздел инструментов, крайне необходимых для каждого дачника.

tehnika.expert

Как выбрать мотоблок?

Как выбрать мотоблокВладельцы огородов и приусадебных участков каждую весну и осень берутся за лопаты и начинают копать. И так копают они до боли в руках и спине. Но увидев однажды, как не вспаханный участок, обрабатываемый с помощью мотоблока, стремительно сокращается, и представив сколько времени потребовалось бы на то, чтобы вспахать его вручную, каждый огородник начинает задумываться о необходимости приобретения данного устройства для своих нужд. Когда решение о покупке созреет, возникает закономерный вопрос — как выбрать мотоблок правильно?

Для начала необходимо сразу определиться с тем, что же такое мотоблок. Мотоблоком называется универсальная сельскохозяйственная машина компактного размера, имеющая множество функций. С помощью мотоблока можно выполнять большое количество разнообразных задач — начиная от простой обработки почвы (вскапывание, разрыхление, окучивание) и заканчивая доставкой грузов, перевозкой емкостей с водой и очисткой участка от снега. Благодаря своей многофункциональности данное устройство позволяет сэкономить значительные средства, которые могли быть потрачены на приобретение другой техники. Всю эту технику может полностью заменить собой мотоблок.

При классификации мотоблоков основной характеристикой принято считать их мощность, так как именно по этому показателю определяется площадь участка, которую мотоблок способен обработать. Мотоблоки можно разделить на несколько типов — к первому типу можно отнести легкие (любительские) мотоблоки, второй тип это средние (полупрофессиональные) мотоблоки и к третьему типу относятся тяжелые (профессиональные) мотоблоки. Далее более подробно будут рассмотрены все типы мотоблоков и выявлены различия между ними.

Типы мотоблоков

1. Легкие мотоблоки весом до 30 килограмм и мощностью до 3,5 л.с.

Легкие мотоблоки

Чаще всего дачники останавливают свой выбор на любительской технике. Называют обычно такие мотоблоки мотокультиваторами, так как они обладают мощностью от 0,9 до 5,5 л.с., а также дешевле, легче.

а) Одни из самых легких мотокультиваторов, которые часто еще называют сверхлегкими, обладают мощностью 0,9-1,2 л.с. и весят примерно 9-12 кг. Такие устройства оборудованы фрезой, которая может захватывать до 25 см, и обладают одной передачей. Все подобные устройства по своей конструкции практически ничем не отличаются, имея одинаковую форму ножей и обороты фрезы. Да и функционал у них один и тот же. Их можно назвать этаким «ноутбуком» для дачника. В автомобиле, автобусе или электричке они занимают совсем немного места, но при этом на огороде выполняют работу в разы больше и быстрее, чем обычная тяпка. Но заменить данные мультикультиваторы могут только тяпку, а вот лопату или плуг они не заменят. Предназначены сверхлегкие мотокультиваторы лишь для того, чтобы обрабатывать верхний слой почвы на небольшом огороде или в цветнике. Благодаря высоким оборотам и форме зубьев в виде крючка, фреза сверхлегкого культиватора способна не только разрыхлить почву до мелких комочков, но и эффективно удалить из нее все сорняки, которые не успели еще глубоко укорениться, выбросив их на поверхность земли.

б) Мотокультиваторы, которые принято относить к легкому типу, обладают двигателем мощностью 2,5-3,5 л.с., весом 20-30 кг и фрезой, которая обладает шириной захвата до 40 см. Такие устройства могут с успехом заменить лопату, ведь они перелопачивают почву легко, быстро и эффективно на глубину «штыка».

Мотокультиваторы, относящиеся к данной серии, имеют достаточно простую конструкцию, в которой от включенного двигателя с помощью ведущего шкива и ремня передается вращение на ведомый шкив, затем на червячный или цепной редуктор, а уже потом на вал фрезы, являющейся главным рабочим органом.

Но при этом разные модели могут обладать различными особенностями — натяжение приводного ремня может происходить с помощью натяжного ролика или при смещении двигателя относительно ведомого шкива. Вариант с натяжным роликом является более предпочтительным, так как в этом случае двигатель закрепляется неподвижно на основании. Модели, имеющие подвижный двигатель, достаточно сильно вибрируют и обладают более слабой конструкцией. Такие мотоблоки стоят значительно дешевле, но работать с вибрациями понравится далеко не каждому. Определить на вид какой тип мотоблока перед вами довольно просто — необходимо нажать на рычаг сцепления и, если двигатель начнет «ползти» по подставке, то значит он не имеет натяжного ролика.

Конструкция редуктора

Очень важное значение имеет конструкция ноги (редуктора) устройства. Неразборный редуктор, имеющий сварной корпус, является самым дешевым в изготовлении, но при этом в эксплуатации он сложен, так как не подлежит ни техническому обслуживанию, ни ремонту.

Многие импортные мотоблоки обладают разборными редукторами. Они стоят несколько дороже неразборных, но при этом, благодаря их конструкции, на них можно устанавливать более прочные и долговечные узлы, к которым относятся сальники, пылезащитные шайбы и подшипники качения вместо подшипников скольжения и другие. Меняя время от времени пылезащитные элементы, можно в несколько раз увеличить срок эксплуатации как самого редуктора, так и всего мотокультиватора. Две части редуктора современного мотокультиватора соединяются по периметру болтами или съемной скобой.

В брошюрах, которые идут в комплекте с устройством, наверняка будет написано, что редуктор будет «сам резать грунт», фрезы «самостоятельно углубляться в почву», а плуг такого мотокультиватора «входить в почву без видимых усилий», но не стоит в это безоговорочно верить, ведь скорее всего легкий мотокультиватор не сможет сам пахать землю. Не секрет, что вспашка является энергоемким и достаточно сложным процессом, и двигатель с мощностью около 3,5 л.с. будет для него слабоват. Помимо этого, несимметричный плуг всегда будет стараться увести легкое устройство в сторону, да и веса в 20-30 кг явно недостаточно для обеспечения хорошего сцепления колес с почвой. Поэтому подобный мотокультиватор не сможет потянуть плуг.

Скорость вращения фрезы

Также стоит обязательно обращать внимание на то, какое количество оборотов может развить фреза. Для вскапывания на глубину «штыка лопаты» оптимальными показателями считаются 100-130 об/мин. Ровнять поверхность грунта или обрабатывать верхние слои почвы на глубину от 5 до 10 см можно при оборотах фрезы в 150-180 об/мин. Подготавливать почву для посева на глубину от 2 до 5 см хорошо получится при скорости 180-200 об/мин, а если еще нет всходов, то при скорости 200-220 об/мин можно эффективно уничтожать почвенную корку и сорняки. С такой же скоростью при появлении всходов можно уничтожать сорняки и производить междурядные рыхления. Не стоит выполнять междурядные рыхления при скорости в 100-130 об/мин, так как в этом случае фреза может начать углубляться и рвать корни культурных растений. В продаже можно найти и такие модели мотокультиваторов, которые имеют скорость вращения фрезы равную 300-330 об/мин, что позволяет отнести их к группе профессиональных мотоблоков, оснащенных дополнительно специальным колесом, а иногда и двумя, имеющим привод для вождения устройства между рядами.

Ресурс двигателя

Двигатель легких мотокультиваторов обладают крайне низким ресурсом, который составляет примерно 300 моточасов, и соответственно сильно уступает двигателям профессиональных мотоблоков. Двигатели легких мотоблоков громче стучат и сильнее вибрируют, а иногда их глушитель может даже выбросить масло. Но, как показывает статистика, в гарантийном ремонте нуждаются лишь 10% легких мотоблоков. Но у изделий из Китая статистика несколько иная.

Также важное значение имеет передняя ручка легкого мотокультиватора, которая предназначена для его переноски. Эта ручка играет роль задней передачи во время разворота мотоблока.

Преимущества:

  • можно использовать окучник для нарезки борозд и окучивания растений;
  • высокая скорость обработки почвы;
  • высокое качество работ;
  • надежность при эксплуатации;
  • простота использования;
  • неприхотливость в работе;
  • компактные размеры;
  • низкая цена оборудования.

Недостатки:

  • могут обрабатывать лишь небольшие участки;
  • небольшая функциональность.

2. Средние мотоблоки весом 40-60 килограмм и мощностью 3,5-5,5 л.с.

Средние мотоблоки весом 40-60 килограмм и мощностью 3,5-5,5 л.с.

Средние мотоблоки, имеющие фрезу с шириной захвата около 80-90 см, лучше всего подходят для земельных участков, чья площадь не превышает одного гектара. На сегодняшний день самыми популярными считаются средние мотоблоки с мощностью двигателя 3,5-5,5 л.с. и весом около 40-60 кг. Такие устройства обладают точно таким же принципом передачи вращения, как и легкие мотоблоки, но при этом они имеют более мощные ремни, а их цепи способны передать большее усилие. Средние мотоблоки комплектуются фрезой с диаметром примерно 30 см, что позволяет им рыхлить почву глубже, чем это могут делать легкие культиваторы, имея при этом в полтора-два раза большую производительность фрезы. Средний мотоблок, благодаря своему весу, способен обрабатывать почву более уверенно и основательно. Управлять такими устройствами достаточно просто, они не требуют каких-то особенных навыков.

У средних мотоблоков есть задняя передача, это очень удобно, если между грядками достаточно пространства для разворота. Но если вы хотите немного сэкономить или места для разворота практически нет, то можно остановить свой выбор на односкоростном мотоблоке, который обойдет вам на 15-30% дешевле.

Функциональные возможности среднего мотоблока значительно расширяет наличие рамы, благодаря которой у нему может быть прикреплена борона, плуг, полольные или стрельчатые лапы, окучник и многое другое, при этом вес устройства позволяет управляться с ними очень уверенно. Если вы собираетесь часто работать с плугом, то необходимо выбирать мотоблок, вес которого составляет не менее 70 кг, а еще лучше если он будет догружен противовесами (примерно 120-150 кг). Помимо этого, при работе с плугом на мотоблок нужно установить металлические колеса, имеющие грунтозацепы. С такой комплектацией мотоблок будет способен переворачивать верхний слой почвы до 12 см в глубину. Также, с помощью средних мотоблоков можно осуществлять выкапывание картофеля, моркови, свеклы, уничтожать сорняки, вспахивать почву, окучивать и выполнять культивацию.

Преимущества:

  • качественная обработка почвы;
  • высокая скорость работы;
  • надежность;
  • неприхотливость в работе;
  • обладает большой функциональностью — можно установить навесное оборудование, с помощью которого можно будет выкапывать корнеплоды, бороновать, а также окучивать и многое другое.

Недостатки:

  • плохая маневренность, могут возникнуть сложности с разворотом;
  • при работе с плугом могут возникнуть сложности;
  • высокая стоимость.

3. Тяжелые мотоблоки весом от 100 килограмм и мощностью от 9 л.с.

Тяжелые мотоблоки весом от 100 килограмм и мощностью от 9 л.с.

Покупка тяжелого мотоблока будет оптимальным решением в том случае, если площадь участка, который необходимо обработать, превышает один гектар. Такие мотоблоки обладают двигателем мощностью от 9 л.с., а фреза имеет ширину захвата от 100 см. Такие устройства являются профессиональными машинами, которые очень часто стоят на вооружении у фермеров и коммунальных служб. Вес таких мотоблоков может превышать 100 кг, а мощность бывает даже более 16 л.с. Данные устройства можно использовать как мини-трактор — убирать снег или сено. Помимо этого на таких мотоблоках можно перевозить различные грузы. В настоящее время для тяжелых мотоблоков предлагается достаточно широкий выбор различного навесного оборудования.

Преимущества:

  • высокое качество обработки почвы;
  • хорошая скорость работы;
  • надежность;
  • простота в эксплуатации и обслуживании;
  • может использоваться как мини-трактор;
  • многофункциональность — выполнение таких операций как боронование, окучивание, выкапывание самых различных корнеплодов и многого другого.

Недостатки:

Как правильно выбрать мотоблок?

Как правильно выбрать мотоблок?

Давайте подытожим то, как выбрать мотоблок правильно, чтобы он справлялся с поставленными задачами и не при этом не переплатить за него деньги.

1. Мотоблок может обладать полезными функциями, которые способны значительно облегчить работу с ним:

  • с помощью регулировки руля можно установить рукоятку мотоблока в удобное положение — регулировка вверх-вниз позволяет подстроить его под рост пользователя, а влево-вправо устанавливает ручку мотоблока слева или справа;
  • при помощи разблокировки дифференциала можно блокировать левое или правое колесо во время поворота. Данной функцией чаще всего обладают профессиональные тяжелые мотоблоки;
  • старт машины поможет облегчить электростартер, который является очень актуальным для тяжелых устройств с дизельным двигателем;
  • при наличии аварийной остановки двигателя, в опасных ситуациях (недостаток масла) он будет отключаться.

2. Импортные мотоблоки стоят намного дороже, чем отечественные, но при этом им требуется только качественное топливо.3. Отечественные мотоблоки обладают более низкой ценой, а к качеству топлива не так «чувствительны», как импортные. Но так как их надежность ниже, чем у импортных аналогов, им требуется более частая замена комплектующих.

Выводы:

  1. Для начала необходимо четко определиться с целями, для которых приобретается мотоблок.
  2. Нужно выяснить у продавца что конкретно входит в комплектацию той или иной модели.
  3. Следует обязательно узнать на какой срок дается гарантия и будет ли продавец выполнять сервисное обслуживание выбранной модели мотоблока.
  4. Также необходимо узнать есть ли в продаже комплектующие для выбранного вами мотоблока.
  5. Старайтесь выбирать такой мотоблок, редуктор которого можно отремонтировать, так как это в дальнейшем сэкономит ваши деньги.
  6. Из-за своей конструкции легкий мотокультиватор не сможет выполнять весь спектр работ, поэтому выбирайте такое устройство, которое сможет выполнить все поставленные перед ним задачи.
  7. Если ваш участок не более 20 соток, то приобретайте сверхлегкий мотокультиватор, ширина захвата фрезы которого равна 60 см.
  8. Если размер вашего участка больше 20, но меньше 60 соток, то обратите внимание на легкий мотоблок, ширина захвата фрезы которого равна 80 см.
  9. При наличии участка до одного гектара лучшим вариантом будет средний мотоблок, ширина захвата фрезы которого составляет 90 см.
  10. А если участок имеет площадь более одного гектара, то необходимо выбирать тяжелый мотоблок, имеющий мощность более 9 л.с. и ширину захвата более одного метра.

postroy-sam.com

мотокультиватор! Классификация, конструкция, принцип работы.

Основное предназначение мотокультиваторов - рыхление поверхностного слоя почвы без переворачивания пласта. Данный способ обработки почвы именуется культивацией. Мотокультиваторы и мотоблоки можно активно использовать для вспашки, размельчения глыб после вспашки, истребления сорняков, выравнивания поверхности, разрыхления грунтовой корки, равномерного перемешивания с почвой вносимых удобрений, а также уборки территории и эффективной чистки ее от снега.

В не столь давние времена, невзирая на девиз о механизации сельского хозяйства, на вооружении садовода и огородника были только ручные инструменты. Ведь механизация по-советски предусматривала экстраординарно глобальные масштабы: самый сильный трактор, самый широкий плуг... На небольшом участке такой технике негде развернуться. Вот и доводилось копать огород традиционной штыковой лопатой. За пределами Советского Союза малая механизация также была представлена в основном газонокосилками и маленькими универсальными тракторами.

Однако трактору трудно совладать с обработкой почвы между плотно посаженных кустов и деревьев. Да и не каждому такой трактор по карману. Кстати, раньше с обработкой маленьких участков хорошо справлялась лошадь, но маневренность у нее еще хуже, чем у трактора, а хлопот с ней гораздо больше. И все же первые мотоблоки, вероятно, произошли не от трактора с его навесным плугом, а от классического конного плуга, за которым шел пахарь и направлял его за рукоятки, примерно такие же, как у мотоблоков.

Одно время использовали такую систему: плуг цепляли за трос лебедки, установленной на краю поля. Наматываясь на барабан, он тянул плуг. Но это было неудобно - потому как после каждого прохода было необходимо вхолостую перетаскивать плуг обратно, то есть аж на противоположный конец поля, а лебедку передвигать вбок. Наиболее логичным оказалось объединение плуга и мотора в один мотоблок и оснащение его парой ведущих колес.

Но даже такая конструкция не решает проблему работы в стесненных условиях, в том числе вокруг кустов и деревьев. Тут необходим инструмент, способный не только на прямолинейное движение. Нечто схожее на «крупную» сельхозтехнику уже было - культиватор с приводом фрез от вала отбора мощности мотора трактора. При установке фрез на мотоблок оказалось, что ведущие колеса ему не очень-то и нужны. Вращающиеся фрезы создают тягу, абсолютно достаточную для движения. Так был создан типичный мотокультиватор. В случае необходимости фрезы можно снять, а на их место поставить колеса и задействовать получившийся аппарат для буксировки плуга, бороны либо прицепа.

Зачастую термины «мотокультиватор» и «мотоблок» путают. Но это хоть и близкие по конструкции, все-таки не одинаковые машины. У мотокультиваторов культивация почвы является самой основной, а временами единственной функцией. Мотоблок - более многофункциональный агрегат, способный применять особые прицепные либо навесные орудия. Традиционно мотоблоки имеют два вала, на одном - ведущие колеса, на другом - рабочие органы. У мотокультиваторов колеса, как правило, можно установить только взамен фрез. Однако, встречаются и так называемые самоходные мотокультиваторы, у которых не предусмотрено никаких других инструментов, помимо фрез, но имеются обособленный вал для колес и отдельный для фрез, причем они вращаются в противоположных направлениях. Встречное движение фрез предотвращает их выскакивание из слежавшейся земли, чем "грешат" обыкновенные культиваторы.

Конструкция мотокультиваторов

Двигатель

Множество современных мотокультиваторов оснащено четырехтактными моторами. Двухтактные встречаются только на сверхлегких моделях, так как при равной мощности они примерно в два раза легче. К тому же они проще устроены и поэтому дешевле. Но, к сожалению, их принцип работы предполагает существенный расход топлива. В отличие от «четырехтактников», у которых рабочий ход, выпуск, заполнение цилиндра рабочей средой и сжатие отчетливо разделены и сменяются, когда поршень находится в верхней либо нижней точке, у двухтактных процессы выхлопа и подачи новой смеси происходят единовременно. В конце рабочего хода в цилиндре открываются выпускные окна, куда вылетают выхлопные газы (но не все, часть остается), и одновременно с ними продувочные, через которые под давлением впрыскивается новая смесь из картера. При этом часть смеси успевает вылететь в выпускные. Так как горючее постоянно промывает картер, масло доводится добавлять прямо в бензин. Следственно, оно и сгорает совместно с бензином, усложняя «букет» выхлопных газов.

Четырехтактные моторы лишены этого недостатка, работают на чистом бензине, а масло заливается в картер и не тратится. Они гораздо экономичнее и экологичнее двухтактных. Но если культиватор предстоит использовать на косогорах, следует обратить внимание на способность его эксплуатации при самых различных углах наклона. Большинство сходственных двигателей работает при наклоне не более 20 градусов, что связано с спецификой классической системы смазки. Впрочем, современные модели оснащаются маслонасосами, обеспечивающими надежную смазку практически при любых углах наклона.

Трансмиссия

Одной из важнейших характеристик, определяющих удобство при эксплуатации, надежность и даже компоновку, является тип сцепления и редуктора. В основном используется цепная либо червячная передача. Цепь со звездочками или червячный редуктор располагается внутри прочного, герметичного, заполненного маслом корпуса. Выбор между ними определяется в первую очередь расположением коленвала мотора. Если он горизонтален, то ставят цепную передачу, если вертикален, то нужен червячный редуктор, поворачивающий ось вращения на 90 градусов. Мотокультиваторы с вертикальным валом мотора легче и компактнее, но у них есть свои недочеты. Во-первых, четырехтактные моторы с вертикальным валом обходятся несколько подороже из-за сложности обеспечения смазки. Во-вторых, у червячной передачи потери на трение гораздо больше, чем у цепной. В-третьих, червячная передача наделена, так называемым эффектом самоторможения. Входной вал (со стороны мотора) способен ее повернуть, а выходной (со стороны колес) - нет. То есть, если тащить или толкать мотокультиватор, фрезы (или колеса) не будут проворачиваться, даже с отключенным сцеплением. Его можно передвинуть только на дополнительных транспортировочных колесах либо перенести. Некоторые тяжелые культиваторы и мотоблоки, оборудованные коробкой передач и валом отбора мощности, обладают не цепной, а зубчатой передачу.

Сцепление используется трех типов: с выжимной муфтой (примерно как на автомобиле), ременное с натяжным роликом и автоматическое центробежное сцепление, как на бензопиле. Центробежное - устанавливают на легкие культиваторы с вертикальным валом мотора. Средние и недорогие тяжелые модели с классической компоновкой чаще оснащают натяжным роликом. В тяжелых мотоблоках, предназначенных для долговременного профессионального применения, сцепление осуществляется с поддержкой муфты.

Желательно, чтобы у культиватора был задний ход. У легких и сверхлегких моделей заднего хода не бывает, но есть ручка, чтобы было удобно поднимать культиватор и разворачивать в необходимом направлении. Отлично, если у мотокультиватора две и более передние передачи, потому что его эксплуатационные возможности в этом случае значительно расширяются.

Принцип работы мотокультиваторов

Основной инструмент мотокультиватора - фрезы. У большинства моделей они исполнены в виде двух, четырех либо шести легкосъемных сегментов. Меняя их число, подбирают требуемую ширину обработки. Если грунт тяжелый, глинистый, то число секций нужно уменьшить. Тем более если предстоит поднимать целину либо «реанимировать» заброшенный участок. Глубину обработки задает регулируемый сошник - крепкая металлическая полоса, вертикально закрепляемая в задней части культиватора.

Максимальную глубину обработки определяет диаметр фрез. Вращающиеся фрезы представляют огромную опасность. Под них может попасть нога либо край одежды. Следственно культиваторы непременно должны быть оборудованы щитком (который заодно не разрешает фрезам раскидывать комья земли). Особенно внимательным нужно быть при обработке твердой почвы. Фрезы могут резко дернуть культиватор вперед или запроста опрокинуть. В этом случае следует, не пытаясь изо всех сил удержать его, отпустить руки с рукояток газа и сцепления. Некоторые современные модели имеют рычаг аварийной остановки, он не только выключает сцепление, но и глушит мотор.

Навесное оборудование

Помимо стандартных фрез, культиваторы при желании оснащают навесным оборудованием, значительно расширяющим их возможности. Эти дополнительные инструменты продаются отдельно, следственно при выборе культиваторов нужно сопоставлять не только их технические параметры, но и их комплектацию, а также совместимость с доступным оборудованием. Приведем его краткий перечень.

Транспортное колесо (колеса). Они облегчают перевозку и могут заменять сошник. Традиционно культиватор поставляется в комплекте с ними, но если в штатную комплектацию входят пневматические колеса, то транспортные чаще всего отсутствуют.

Колеса с пневматическими шинами. Их надевают взамен фрез. Используются в процессе применения навесного оборудования и прицепа.

Металлические колеса с грунтозацепами. Сложность пахоты мотоблоком заключается в его малом весе и, как результат, в малом тяговом усилии. Для его увеличения предусмотрены особые металлические колеса с грунтозацепами. Они гораздо тяжелее пневматических, а крупные редкие грунтозацепы не забиваются землей при работе.

Цепи противоскольжения на колеса. Также предназначены для увеличения тягового усилия, но менее результативны. Зато дешевы и очень компактны.

Утяжелители для колес. Если мотоблок слишком легок для обеспечения большого тягового усилия, его можно утяжелить дополнительными грузами.

Плуг. Нужен для пахотных работ тем, кто занимается выращиванием картофеля. При соответствующем навыке с поддержкой плуга можно закапывать картофель весной и выкапывать осенью. В зависимости от конструкции плуга отвал земли бывает на одну либо на две стороны. Отлично изготовленный и настроенный плуг самозаглубляется при движении.

Борона. После вспашки остаются громадные комья земли. Их нужно разбить и разровнять. Для этого и предназначена борона, дисковая либо с зубьями (пальчиковая).

Окучник (плуг-окучник). Плуг с V-образным лемехом. С его помощью делают борозды для посева овощей (картофеля, фасоли, гороха, лука) и окучивают картофель после посадки.

Картофелевыкапыватель. Процесс выкапывания картофеля - один из самых тяжелых этапов сельскохозяйственных работ. Для этой цели можно использовать плуг, но работа с ним тяжела и зачастую приводит к уничтожению корнеплодов. Наилучший вариант - особый картофелевыкапыватель. Он приподнимает почву вместе с корнеплодами, земля осыпается, а картофель оказывается на поверхности.

Косилка. Мотоблоком не только обрабатывают землю, но и косят траву, применяя косилки двух основных типов: ножевые и роторные. Роторные более результативны в процессе выполнения работ, но ножевые - маневреннее, ими удобнее косить между деревьев и кустов.

Аэратор. Прокалывает отверстия в грунте, чтобы обеспечить доступ кислорода, влаги и удобрений к корням газонной травы.

Роторная щетка. Насадка, позволяющая быстро и эффективно подмести огромную территорию (асфальтовые дорожки, газон, нужно лишь только как следует отрегулировать высоту). Совладает она и со свежевыпавшим снегом.

Нож-отвал (бульдозерный нож). Иногда необходимо передвинуть груду песка либо снять слой почвы, а чаще всего - снега. У хозяина мотокультиватора есть другой выход - навесить нож-отвал. Конечно, настоящий бульдозер не получится - слишком маловат по весу. Но с небольшими кучами мусора он вполне справится.

Шнеко-роторный снегоуборщик. Снег можно легко отодвинуть в сторону ножом-отвалом, а окончательно очистить поверхность с помощью щетки. Но когда снега много, лучше воспользоваться особым шнекороторным снегоуборщиком. Стальной шнек с зубьями перемалывает даже слежавшиеся и обледеневшие сугробы. Снег выбрасывается в сторону на расстояние до 20 метров.

Прицеп. Для перевозки грузов к мотоблоку присоединяют тележку грузоподъемностью от 300 до 500 кг. Кузов у нее, как правило, самосвальный либо опрокидывающийся. Тележка бывает снабжена тормозами и сиденьем оператора, а иногда и светотехникой.

motosila.ua