Неисправности сцепления. Неисправности гидравлического привода сцепления


Неисправности сцепления | Сцепление

Неисправности механизма сцепления, наблюдаемые в эксплуатации, заключаются в неполном его включении (пробуксовке ведомых дисков), неполном выключении (сцепление ведет), резком включении и неполном возвращении педали в начальное положение, в износе или разрушении подшипника муфты выключения.

Неполное включение (пробуксовка) сцепления проявляется при троганин автомобиля с места или при движении на подъем, когда педаль сцепления отпущена и при нажатии на педаль дросселя коленчатый вал двигателя увеличивает число оборотов, а автомобиль не развивает соответствующей скорости или она уменьшается (при движении на подъеме).

Пробуксовка происходит при отсутствии свободного хода педали сцепления, износе и замасливании фрикционных накладок ведомых дисков (вследствие чрезмерной смазки подшипника муфты выключения), поломке или ослаблении пружины оттягивающей муфту выключения, поломке нажимных пружин, короблении ведомых дисков и износе шлицев ведущего вала коробки передач.

Уменьшение зазора между торцом подшипника муфты выключения и рычажками влечет за собой уменьшение величины свободного хода педали сцепления.

Неполнота выключения сцепления обнаруживается по шуму при включении передачи автомобиля, несмотря на полное «выжимание» педали сцепления, и является следствием увеличения ее свободного хода, заедания (склеивания) ведомых дисков и перекоса рычажков выключения сцепления, а также следствием попадания воздуха в систему гидравлического привода или износа уплотнительных манжет поршней главного и рабочего цилиндров.

Резкое включение сцепления указывает на заедание муфты включения на ведущем валу коробки передач вследствие износа и задпров рабочих поверхностей или на разрушение поверхности фрикционных накладок, а также может явиться результатом неправильной регулировки зазоров (зазоры неодинаковы) между рычажками выключения сцепления и подшипником муфты выключения.

Неполное возвращение педали сцепления в начальное положение может возникать в результате повышенного трения в шарнирах промежуточного вала привода сцепления или во втулках вала педали, поломки или ослабления отжимных пружин привода.

Преждевременный износ и разрушение подшипника муфты выключения может произойти в результате несвоевременной его смазки или слишком частого и длительного нахождения сцепления в выключенном состоянии.

При техническом обслуживании механизма сцепления проверяют свободный ход педали и характер работы сцепления при включении передач: отсутствие пробуксовки при передаче крутящего момента, полнота выключения, плавность включения (при смазанном механизме привода сцепления). Указанное состояние сцепления достигается правильной регулировкой свободного хода педали сцепления.

Величина свободного хода педали сцепления соответствует установленному зазору между подшипником муфты выключения сцепления и рычажками выключения (1,5—4 мм) и для большинства отечественных автомобилей составляет: легковых — 32—40 мм, грузовых — 32—50 мм.

Регулировка сцепления

Рис. Регулировка сцепления: а — проверка свободного хода педали; б — регулировка свободного хода педали:1 и 2 — движки на линейке; 3 — основание линейки; 4- педаль сцслления; 5 — регулировочная гайка; 6 —-тяга привода сцепления

 Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-21

Рис. Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-21 «Волга»: 1 — резьбовой наконечник; 2 — пробка, оттяжная пружина педали; 4- буфер; 5 — подшипник муфты выключения; 6 — рычаг выключения; 7 — вилка выключателя сцепления; 8 — оттяжная пружина вилки выключения; 9 — эксцентриковый палец; 10 — ось педали; 11 — толкатель; 12 — поршень главного цилиндра; 13 — манжета: 14 — главный цилиндр; 15 — перепускное отверстие; 16 — колпачок; 17 — перепускной клапан; 18 — поршень рабочего цилиндра; 19 — рабочий цилиндр; 20 — наконечник толкателя; 21 — контргайка; 22 — толкатель

Свободный ход педали сцепления замеряют линейкой, с двумя движками 1 и 2. Свободный ход у большинства автомобилей регулируют изменением длины тяги привода сцепления, вращая гайку или вилку тяги. Зазор между нажимными рычагами и подшипником муфты регулируют при снятом сцеплении в специальном приспособлении, вращая гайки установочных винтов.

При регулировке сцеплений, у которых сжатие ведущих и ведомых дисков осуществляется одной центральной пружиной, необходимо вначале отрегулировать силу нажатия пружины, затем свободный ход педали сцепления.

У сцепления с гидравлическим приводом свободный ход педали обусловливается зазором между толкателем и поршнем в главном цилиндре, величиной холостого хода поршня главного цилиндра до момента перекрытия компенсационного отверстия, зазором между подшипником муфты выключения и головками рычагов выключения. Наиболее часто в эксплуатации величина свободного хода педали сцепления изменяется в результате уменьшения зазора между подшипником выключения сцепления и головками рычагов выключения. Этот зазор проверяют по величине свободного хода конца вилки выключения сцепления (3 — 4 мм для автомобилей ГАЗ-21 «Волга») и регулируют изменением длины толкателя рабочего цилиндра. Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра регулируют эксцентриковым болтом, соединяющим толкатель с рычагом педали.

В механизме сцепления периодически смазывают подшипник муфты выключения и втулку оси педали и вилки выключения консистентной смазкой УТ-1 или 1—13 или маслом для двигателя (3ИЛ-164). У некоторых автомобилей (например, ЗИЛ-130) в подшипник муфты выключения смазку закладывают на заводе при сборке сцепления.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Неисправности сцепления. Определение и устранение неисправностей своими силами в автомобиле

Сцепление пробуксовывает. Недостаточное ускорение автомобиля при росте оборотов двигателя. Потеря мощности при движении на подъеме. Запах гари от перегретого сцепления

Отсутствие свободного хода педали сцепления с гидравлическим приводом. Проверить и отрегулировать свободный ход педали. Установить зазор 0,1–0,5 мм в главном цилиндре 1 (рис. 21) ограничителем 2 педали сцепления. Он определяется свободным ходом педали на 0,4–2 мм. Установить свободный ход толкателя рабочего цилиндра регулировочной гайкой 3 и контргайкой 4 на 4–5 мм. После регулировок свободный ход педали до начала выключения сцепления должен составлять 25–35 мм.

Рис. 21. Регулировка сцепления с гидроприводом: 1 – главный цилиндр сцепления; 2 – ограничитель педали; 3 – регулировочная гайка; 4 – контргайка.

У автомобилей с тросовым приводом нарушен ход вилки выключения сцепления и не отрегулирован полный ход педали. Нажать не менее трех раз на педаль сцепления (ход 125–130 мм), до упора в коврик пола. Изменить гайками 1 (рис. 22) положение наконечника оболочки троса 3 в кронштейне 2 его крепления.

Рис. 22. Регулировка тросового сцепления ВАЗ-2108, -2109: 1 – регулировочные гайки; 2 – кронштейн; 3 – оболочка троса.

Увеличенный износ фрикционных накладок. Повышенный ход педали сцепления. Начинают «работать» торцы заклепок, что приводит к пробуксовке сцепления и порче нажимного диска и маховика – на них появляются кольцевые выработки. С момента начала пробуксовки приступить к ремонту – заменить диск сцепления. Перенаклепка накладок на диске, бывшем в употреблении, не имеет смысла, поскольку в длительно работающем диске демпферные пружины теряют упругость. Ослабленная пружина может выскочить, сломаться. При таком дефекте передачи включаются с шумом и треском. Ничтожный ресурс сцепления с перенаклепанными накладками обеспечен.

Замасливание фрикционных накладок сцепления. Найти и устранить причины замасливания. Обратить внимание на задний сальник коленчатого вала. Моторное масло из двигателя может подтекать через этот сальник.

Сцепление «ведет» при нажатой педали. Первая передача не включается или включается с трудом при работающем двигателе; передача заднего хода включается со скрежетом

Недопустимо увеличен свободный ход педали сцепления. Проверить и отрегулировать свободный и полный ход педали сцепления (см. выше главу «Сцепление пробуксовывает...»).

Наличие воздуха в системе гидропривода. Следы жидкости на главном и рабочем цилиндрах. Заменить изношенные уплотнители в подтекающих цилиндрах. Долить в бачок жидкость. Прокачать систему, удалив воздух из гидропривода.

Прочие неисправности сцепления

Поломка вилки включения сцепления. Снять рабочий цилиндр сцепления и защитный чехол. Вытащить из окна картера сломанную вилку и вставить новую. Конец вилки подвести под соединительную пружину муфты, оттянув ее с помощью крючка, и надежно закрепить.

Внезапный провал педали привода сцепления. Обрыв троса в месте заделки наконечника. Обычно меняют трос на новый запасной, который автовладелец должен возить с собой в багажнике, так как заделать оборванный трос в пути без соответствующих инструментов и приспособлений невозможно.

Педаль сцепления медленно возвращается в исходное положение. Сцепление включается не полностью и начинает пробуксовывать. В гидравлическом приводе засорено или перекрыто кромкой уплотнителя компенсационное отверстие в главном цилиндре. В тросовом приводе трос застревает в оболочке.

Проверить состояние главного цилиндра. Промыть и заменить уплотнители. В тросовом приводе установить более сильную пружину на вилку рычага. Извлечь трос из оболочки и смазать графитовой смазкой.

Дергание автомобиля при включении сцепления. Затрудненное включение низших передач. Свободный ход педали в норме. Загрязнились шлицы первичного вала, и поэтому ступица ведомого диска при перемещении заедает на шлицах. Внимательно осмотреть и тщательно очистить шлицы первичного вала, покрыв их смазкой.

При нажатой педали сцепления прослушивается гул (шум) выжимного подшипника. Недостаточная его смазка или выработка ресурса. Подшипник заменить, если шум в процессе эксплуатации переходит в скрежет. При замене выжимного подшипника проверить состояние подшипника в торце коленчатого вала, куда входит первичный вал.

Быстрое изнашивание фрикционных накладок ведомого диска сцепления, если водитель при движении автомобиля не снимает ноги с педали сцепления. Водитель должен пользоваться педалью сцепления только в момент переключения передач.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Регулировка привода сцепления автомобиля

Сцепление в автомобиле обеспечивает разъединение двигателя и МКПП в момент переключения скоростей. В действие механизм приводится крайней левой педалью в салоне через механический или гидравлический привод. Независимо от типа привода работу узла приходится периодически корректировать.

Регулировка механического привода сцепления

Простейшая конструкция встречается в отечественной классике ВАЗ: педаль, рычаг, трос в оболочке, вилка выключения и выжимной подшипник. На гибкий трос, как главный элемент в схеме привода, возлагается ответственность за настройку положения педали при допустимом износе фрикционов диска. Для регулировки привода сцепления достаточно открыть капот, чтобы найти место крепления троса с вилкой. Но при ослаблении регулировочной гайки в процессе установки троса сцепления приходиться многократно измерять высоту свободного хода по инструкции.

Регулировка гидравлического привода сцепления

Более совершенным и сложным является устройство привода с гидравлической жесткой магистралью, пришедшей на замену тросу сцепления механического типа. Кроме этой замены, производителем в схеме задействованы бачок для жидкости, а также рабочий и главный цилиндры. Устройство обеих деталей примерно одинаковое:
  • резервуар для жидкости
  • корпус
  • уплотнительные манжеты
  • воздушный клапан в рабочем цилиндре
  • поршень и толкатель (шток)
Педальный узел соединен с главным цилиндром регулируемым штоком. Если нужно отрегулировать привод сцепления данного типа, искать приходится доступ именно к этому соединению. На резьбе штока у вилки переключения отворачивается контргайка и фиксируется позже регулировочной гайкой. Настраивается свободный ход педали за счет подтяжки или отпускания привода.

Негативные нюансы работы сцепления вызваны могут быть элементарным завоздушиванием гидропривода. Целесообразно провести прокачку рабочей жидкостью. Если же автомобиль по-прежнему выдает сюрпризы с оборотами в ответ на регулировку педали сцепления, значит, нужно ремонтировать весь механизм.

Без смотровой ямы, помощника и наглядного пособия провести манипуляции достаточно сложно. К новым моделям авто вышеописанные действия практически не применяются. Для нормальной работы трансмиссии практикуется своевременная замена корзины сцепления (диска) и контроль уровня жидкости в системе.

mv-avto.ru