5.1.5 Возможные неисправности сцепления. Маховик сцепления газ 3110


Маховик ЗМЗ-406 ГАЗ-3110

Маховик снимают для замены заднего сальника коленчатого вала, для его замены при повреждении зубчатого обода, служащего для пуска двигателя стартером, и для шлифования поверхности под ведомый диск сцепления.Вам потребуются: инструменты, необходимые для снятия коробки передач и сцепления, а также торцовая головка «на 17», отвертка.

1. Снимите коробку передач (см. Снятие и установка коробки передач).

Маховик можно установить на коленчатый вал только в одном положении, а специальное отверстие в маховике должно совпасть со штифтом расположенным на коленчатом валу (рис. 1). Однако для облегчения установки маховика рекомендуем пометить взаимное расположение деталей.

2. Ключом «на 12» отворачиваем шесть болтов крепления нажимного диска сцепления, удерживая маховик от проворачивания отверткой, вставленной между его зубьями.

3. Снимаем ведомый и нажимной диски.

 

4. Головкой «на 17» отворачиваем шесть болтов крепления маховика, удерживая его от проворачивания отверткой, вставленной между зубьями.

 

5. Снимаем шайбу.

6. Снимаем маховик

рис. 6

Проверьте состояние зубьев обода маховика, в случае их повреждения замените маховик.

Если на поверхностях прилегания ведомого диска сцепления или фланца коленчатого вала есть риски и задиры, замените или отремонтируйте маховик

Проверить и отремонтировать маховик можно в мастерской, располагающей специальным оборудованием. Биение маховика, измеренное по зубчатому ободу, не должно превышать 0,5 мм. для удаления глубоких рисок и задиров поверхность прилегания ведомого диска можно прошлифовать, однако слой снимаемого металла не должен превышать 0,3 мм.Установите маховик в соответствии с нанесенными метками и все снятые узлы в последовательности, обратной снятию. Резьбу болтов крепления маховика смажьте моторным маслом. Затяните болты равномерно крест-накрест моментом 65 Нм (6,5 кгсм).ПредупреждениеБолты крепления маховика обязательно замените новыми. Повторное использование болтов не допускается.

autoruk.ru

ГАЗ 3110 | Маховик и сцепление

Маховик и сцепление

Маховик и сцепление - общая информация и проверка состояния компонентов

Конструкция двухсекционного маховика и сцепления, используемых на моделях, выпускаемых для рынков Европы и Австралии
Конструкция гибкого маховика и сцепления, используемых на моделях, выпускаемых для прочих стран (США)
Маховик
 border=

 Описание процедур снятия, проверки состояния и установки маховика приведено в Разделе Снятие, проверка состояния и установка маховика/приводного диска Главы Двигатель.

Маховик, помимо функции обеспечения запуска двигателя, служит также для передачи крутящего момента от коленчатого вала к коробке передач.

На модели, выпускаемые для рынков Европы и Австралии, устанавливается маховик двухсекционного типа, состоящий из двух инерционных дисков и пружинной вставки, помещенной между ними.

Крутящий момент двигателя от коленчатого вала передается сначала на первичный диск маховика, а затем на пружинную вставку, обеспечивающую плавность передачи крутящего момента вторичному диску. В результате на первичный вал трансмиссии через диск сцепления передается стабилизированный крутящий момент.

На моделях, выпускаемых для прочих стран (США), используются маховики гибкого типа, состоящие из ведущего диска, усиливающей вставки и инерционного диска.

Сцепление На всех моделях, оборудованных РКПП, используется однодисковое сцепление сухого типа с диафрагменной пружиной. Ступица фрикционного (ведомого) диска сцепления оборудована продольными шлицами, входящими в зацепление со шлицами цапфы первичного вала коробки передач. Фрикционный и нажимной диски сцепления удерживаются в контакте друг с другом за счет усилия, развиваемого диафрагменной пружиной нажимного диска.

Конструкция сцепления, используемого на моделях, выпускаемых для рынков Европы и Австралии

Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм

Т1: 15.7 Т2: 72

Конструкция сцепления, используемого на моделях, выпускаемых для прочих стран (США)

Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм

Т1: 15.7 Т2: 72

Выключение сцепления производится гидравлическим способом. Привод выключения состоит из педали сцепления, оборудованного резервуаром главного гидравлического цилиндра, соединительных линий и исполнительного цилиндра, оказывающего воздействие на рычаг выключения сцепления и выжимной подшипник.

Конструкция и детали установки педали сцепления

Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм

Т1: 8 Т2: 18

Схема организации гидропривода сцепления

Т1: 8 Т2: 15 Т3: 18 Т4: 37

При выжимании педали сцепления в тракте системы поднимается гидравлическое давление, результирующее воздействие которого прикладывается к наружному концу рычага выключения. При повороте рычаг упирается пальцами в выжимной подшипник, который, смещаясь, прижимается к лепесткам диафрагменной пружины нажимного диска в сборке корзины сцепления. Выгибаясь, пружина выводит нажимной и ведомый диски сцепления из зацепления, прерывая тем самым передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Детали установки компонентов сцепления показаны на иллюстрациях.

При обслуживании сцепления, помимо замены компонентов, имеющих очевидные механические повреждения, необходимо произвести некоторые первичные проверки (предполагается, что коробка передач находится в исправном состоянии):

a) В первую очередь следует произвести проверку уровня жидкости в резервуаре главного гидравлического цилиндра сцепления (см. Раздел Проверка уровня и замена гидравлической жидкости привода выключения сцепления). В случае необходимости выполните соответствующую корректировку, добавив требуемое количество свежей гидравлической жидкости требуемого сорта, и внимательно осмотрите систему на наличие признаков утечек. При опустошении резервуара главного цилиндра необходимо удалить из гидравлического тракта воздушные пробки (см. Раздел Удаление воздуха из гидравлического тракта привода выключения сцепления), затем проверить исправность функционирования сцепления; b) Для оценки времени переключения сцепления запустите двигатель на нормальные обороты холостого хода. Удостоверьтесь, что включена нейтральная передача и отпустите педаль сцепления. Теперь выжмите педаль сцепления и, выждав несколько секунд, включите заднюю передачу. Переключение не должно сопровождаться скрежетом и другими посторонними шумами, с высокой степенью вероятности указывающими на неисправность ведомого диска или сборки корзины сцепления; c) Для проверки полноты выключения сцепления взведите стояночный тормоз и запустите двигатель. Удерживая педаль сцепления на высоте около 13 мм над полом, попереключайте коробку между первой и задней передачами. Наличие помех при переключении рычага говорит о неисправности компонентов механизма выключения. Оцените величину хода толкателя исполнительного цилиндра сцепления, - при полностью выжатой педали толкатель должен выдвигаться на заметную величину, в противном случае следует проверить уровень гидравлической жидкости в резервуаре главного цилиндра; d) Произведите визуальную проверку состояния осевых втулок в верхней части педали сцепления. Удостоверьтесь в отсутствии признаков заклинивания и чрезмерного люфта оси; e) Забравшись под автомобиль, удостоверьтесь в надежности посадки рычага выключения сцепления на пальце сферической опоры.

automn.ru

ГАЗ 3110 | Сцепление | Волга

Сцепление

Общие сведения

Маховик, корзина и диск сцепления
1 — Маховик. Поверхность, прилегающая к фрикционным накладкам, должна быть очищена от масла и смазки, и не иметь задиров. Следите за надёжным креплением центрирующих штифтов 2 — Ведомый диск сцепления. Положение установки менять не следует.
 border=

Очистите зубцы шлицевого соединения первичного вала коробки передач и ступицы, удалите ржавчину

3 — Нажимной диск 4 — Винт с внутренним шестигранником, 25 Нм. Отворачивается и затягивается в несколько приёмов крест-накрест
На рассматриваемых моделях установлено однодисковое сухое сцепление с диафрагменной пружиной.

Сцепление состоит из корзины с нажимным диском, ведомого диска, подшипника выключения сцепления и гидравлического привода.

Корзина сцепления соединена болтами с маховиком, который в свою очередь закреплён на коленчатом валу двигателя. Между нажимным диском и маховиком находится ведомый диск сцепления, который прижимается к маховику нажимным диском. Ведомый диск сцепления центрован через шлицевое соединение с первичным валом коробки передач.

При нажатии педали сцепления с помощью гидропривода подшипник выключения сцепления нажимает на пружину нажимного диска. При этом разгружается нажимной диск и ведомый диск больше не прижимается к маховику. Силовая связь между двигателем и трансмиссией прерывается.

Сцепление всех моделей имеет гидравлический привод сцепления. Рабочей жидкостью на моделях с РКПП является тормозная жидкость, которая поступает от общего резервуара тормозной жидкости. На моделях с автоматизированной КПП гидравлический контур сцепления является частью гидросистемы привода управления коробкой передач.

При каждом включении и выключении сцепления вследствие трения происходит износ фрикционных накладок ведомого диска. Ведомый диск является изнашивающимся элементом сцепления. Его средний срок службы составляет свыше 100 000 км. Скорость износа зависит от нагрузки (движение с прицепом) и стиля управления автомобилем. Сцепление не требует обслуживания, т. к. оно самонастраиваемое.

Двигатели оборудованы двухмассовым маховиком. Такой маховик имеет пружинно-демпфирующую систему, позволяющую гасить крутильные колебания, возникающие при работе двигателя. Кроме того, таким образом снижается уровень шума на низких оборотах. Диск сцепления при таком маховике состоит из ступицы, ведомой платы и фрикционных накладок. Демпфирующие пружины не установлены.

automn.ru

ГАЗ 3110 | Сцепление | Волга

Сцепление

В моделях Mondeo с механической коробкой передач при каждой смене передачи двигатель с помощью однодискового сухого сцепления отделяется от коробки передач – за десятки лет многократно апробированное решение. Для тех кто работает самостоятельно, однодисковое сухое сцепление обладает, разумеется, тем недостатком, что изношенные детали, такие как ведомый диск или подшипник выключения сцепления, в случае ремонта не находятся на виду. В Mondeo для этого необходимо отделить коробку передач от двигателя и демонтировать: работа, которая требует серьезных познаний и специальных инструментов. Наш совет: передайте лучше работу по замене сцепления специальной мастерской.

Командная работа

сцепление состоит из маховика 1, диска сцепления (ведомого диска) 2 и нажимного диска сцепления (автоматический привод сцепления) 3. Во всех Mondeo с механической коробкой передач нажимной диск сцепления имеет мембранную пружину.

Сцепление в деталях

Маховик двигателя: вращается вместе с коленчатым валом и прочно соединен с ним.

Диск сцепления (ведомый диск): располагается на входном вале коробки передач и вращается вместе с ним, может продольно перемещаться. На обеих сторонах стального диска приклепаны фрикционные прокладки. Внешний диаметр диска сцепления в Mondeo, в зависимости от используемого двигателя, различен: 1,8 л/2,0 л Duratec-HE = 228 мм; 2,5 л Duratec-VE/DuraTorg-DI = 240 мм.

Нажимной диск сцепления (гидравлический привод сцепления): прочно свинчен с маховиком двигателя. Прижимает плавающий диск сцепления с помощью тарельчатой пружины к маховику.

Подшипник выключения сцепления: (во всех моделях Mondeo встроен непосредственно в исполнительный цилиндр сцепления). Располагается аксиально и перемещается на вале выключения. Передает созданное педалью сцепления прижимное усилие на тарельчатую пружину нажимного диска сцепления. Нажимной диск сцепления благодаря этому освобождается – ведомый диск теряет прижимное усилие на маховик двигателя. Регулировочный автомат: во всех моделях Mondeo гидравлически работающее сцепление автоматически регулирует предписанный зазор педали сцепления. Поэтому в обременительных регулировочных работах нет необходимости. Как только сцепление в вашем Mondeo проскальзывает, исходите из того, что предстоит замена или, возможно, зажат только первичный клапан давления.

Замкнутая гидравлическая система: работа сцепления в Mondeo

Как функционирует сцепление?

Зазор сцепления: при ненагруженной педали сцепления дистанцию от нажимного диска сцепления выдерживает подшипник выключения сцепления. Аналогично износу диска сцепления зазор сцепления, с увеличением пробега, становится всегда меньше: тарельчатая пружина нажимного диска сближается с подшипником выключения сцепления. Как только подшипник будет без зазора прилегать к тарельчатой пружине, нажимной диск освобождается. Прижимное усилие ведомого диска к прилегающим поверхностям маховика и нажимного диска вследствие этого автоматически понижается. Если зазор больше нельзя корректировать, то сцепление больше не может передавать крутящий момент двигателя без проскальзывания в коробку передач – маховик двигателя не касается ведомого диска.

Разъединение: Если нажать на педаль сцепления, то тем самым с помощью подшипника выключения сцепления ослабляется упругость нажимного диска. Он освобождается и – при полном отжатии сцепления – удаляется: ведомый диск свободно вращается между нажимным диском и маховиком.

Включение сцепления: при включении сцепления в управлении сцеплением практически протекает обратное движение процесса разъединения. Освобожденная тарельчатая пружина нажимного диска постепенно прижимает ведомый диск к маховику. На этом этапе фрикционные прокладки кратковременно скользят по маховику и нажимному диску сцепления. При разъединенной педали сцепления прижимное усилие гидравлического привода в итоге столь велико, отчего маховик даже останавливается и соединение между маховиком и нажимным диском становится реальностью. Теперь мощность двигателя полностью передается в коробку передач.

Убийца сцепления

Сомнительная слава убийцы сцепления спешит вперед любого автомобилиста, который совершенно спокойно приводит в ярость свою повозку завывающим двигателем и проскальзывающим сцеплением: убийцы сцепления регулярно инсценируют своими тяжелыми нажатиями на педаль сцепления жаркие драмы между фрикционными прокладками диска сцепления, нажимным диском и маховиком, так как вокруг пробуксовывающего сцепления возникают температуры, которые быстро приканчивают диск сцепления и нажимной диск.

Водитель, который во время движения постоянно паркует свою ногу на педали сцепления, тем самым оплачивает свой комфорт в равной мере повышенным износом.

Другая дурная привычка убийцы сцепления: вместо того чтобы перейти на холостой ход и поставить ручной тормоз (стояночный тормоз), он держит свой автомобиль на уклонах или перед красным светом светофора на установленной первой передаче, педали сцепления и газа при этом находятся на весу. За это его отблагодарит не только сцепление, но и со временем также подшипник выключения сцепления, а также регулировочный подшипник коленчатого вала.

Если вы не симпатизируете убийце сцепления, то перед красным светофором лучше выключайте сцепление и устанавливайте первую передачу только тогда, когда светофор переключается на желтый свет. А во время движения ставьте свою подошву – между переключениями передач – рядом, а не на педали сцепления.

automn.ru

ГАЗ 3110 | Сцепление | Волга

Сцепление

На рассматриваемых моделях установлено однодисковое сухое сцепление с диафрагменной пружиной.

Конструкция однодискового сцепления сухого типа с диафрагменной пружиной

Сцепление состоит из корзины с нажимным диском, ведомого диска, выжимного подшипника (РКПП 717.4)/центрального оператора (РКПП 716.6), вильчатого рычага выключения сцепления (РКПП 717.4) и гидравлического привода.

Корзина сцепления приболчена к маховику, закрепленному на коленчатом вале двигателя. Между нажимным диском и маховиком помещается оборудованный фрикционными накладками ведомый диск сцепления, прижимаемый к рабочей поверхности маховика диафрагменными пружинами нажимного диска. Ведомый диск сцепления посредством шлицевого соединения центрируется относительно входного вала РКПП.

При выжимании педали сцепления выжимной подшипник под усилием, развиваемым гидравлическим давлением через вильчатый рычаг выключения сцепления нажимает на диафрагменную пружину нажимного диска, обеспечивая отпускание ведомого диска, который перестает прижиматься к рабочей поверхности маховика и, соответственно, передавать развиваемый двигателем крутящий момент входному валу коробки передач.

Привод сцепления на всех моделях имеет гидравлическое исполнение. В качестве рабочего тела используется тормозная жидкость, забираемая из общего с тормозной системой резервуара.

Каждое включение сцепления сопряжено с износом фрикционных накладок ведомого диска, который относится к числу расходных компонентов сборки. Средний срок службы ведомого диска составляет свыше 100 000 км. Интенсивность износа зависит от условий эксплуатации транспортного средства (движение с прицепом) и стиля вождения владельца. На моделях, оборудованных маховиком двухсекционного типа, с гасящим крутильные колебания пружинно-демпфирующим узлом, настройка сцепления производится автоматически и необходимость в дополнительных регулировках отсутствует.

 border=

Ведомый диск сцепления на моделях с двухсекционным маховиком торсионными пружинами не оборудуется.

Еще одним достоинством автомобилей, оборудуемых маховиками двухсекционного типа является пониженный шумовой фон на низких оборотах двигателя.

automn.ru

ГАЗ 3110 | Возможные неисправности сцепления

ПРИЧИНА

МЕТОД УСТРАНЕНИЯ

Пробуксовывание сцепления

Недостаточное ускорение автомобиля при резком нажатии на педаль акселератора, несмотря но возрастание частоты вращения коленчатого вала двигателя; ощущается потеря мощности при движении на подъеме; возрастает расход топлива; двигатель перегревается

Замасливание маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска

Тщательно промыть уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протереть их. Сильно замасленный ведомый диск заменить или приклепать новые фрикционные накладки. Устранить причину замасливания

Сильный износ или подгорание фрикционных накладок ведомого диска

Заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе

Повреждение или заедание привода сцепления

Устранить причины, вызывающие заедание

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Затрудненное переключение передач переднего хода, передача заднего хода включается с шумом

Неправильная установка, ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска

Заменить фрикционные накладки новыми, проследить за правильностью установки заклепок, проверить торцевое биение диска

Деформация ведомого диска (торцовое биение более 0,5 мм

Выправить ведомый диск или заменить новым

Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска)

Прошлифовать рабочую поверхность маховика или заменить новым. При задире поверхности нажимного диска заменить кожух с нажимным диском в сборе или прошлифовать

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач

Очистить шлицы. нанести на них свежий смазочный материал. При значительном износе или повреждении шлицев заменить диск и (или) ведущий вол коробки передач

Перекос или коробление нажимного диска

Заменить кожух с нажимным диском в сборе

Заедание переднего подшипника первичного вала коробки передач

Смазать подшипник или заменить новым

Дерганье при движении автомобиля и трогании с места, несмотря на плавное включение сцепления

Потеря упругости пружинных пластин ведомого диска

Заменить ведомый диск в сборе новым

Замасливание рабочих поверхностей фрикционных накладок, маховика и (или) нажимного диска

Заменить ведомый диск в сборе новым. Тщательно промыть уайт-спиритом или бензином маховик и (или) нажимной диск. Устранить причину замасливания

Повреждение или ослабление крепления подушек подвески силового агрегата, размягчение резиновых деталей этой подвески

Исключить повреждение или подтянуть крепление, заменить резиновые детали подвески силового агрегата новыми

Износ переднего подшипника ведущего вала коробки передач

Заменить подшипник

Деформация ведомого диска

В случае невозможности выправить диск заменить его новым

Перекос нажимного диска в результате деформации кожуха при неправильном монтаже сцепления в сборе на маховик двигателя

Заменить нажимной диск с кожухом в сборе новым

Ослабление крепления накладок ведомого диска вследствие неплотности клепки

Если накладки не изношены, следует заменить дефектные заклепки; в случае износа накладок заменить накладки или ведомый диск в сборе

Заедание в приводе сцепления

Устранить причины, вызывающие заедание. Заменить поврежденные детали

Рывки и удары в трансмиссии автомобиля при трогании с места, несмотря на плавное включение сцепления

Износ окон под пружины гасителя крутильных колебаний в ведомом диске, ступице и пластине гасителя

Заменить ведомый диск в сборе

Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний

Заменить ведомый диск в сборе

Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска

Отшлифовать маховик или заменить новым, заменить кожух с нажимным диском в сборе

Деформация ведомого диска

В случае невозможности выправить диск заменить его новым

Большой износ или образование трещин на фрикционных накладках ведомого диска

Заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе

Замасливание фрикционных накладок ведомого диска

Тщательно промыть уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протереть их. Устранить причину замасливания

Дребезжание, стук или шум при включении сцепления

Износ деталей гасителя крутильных колебаний

Заменить ведомый диск в сборе

Износ окон под пружины гасителя крутильных колебаний в ведомом диске, ступице и пластине гасителя

Заменить ведомый диск в сборе

Осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний

Заменить ведомый диск в сборе

Деформация ведомого диска

В случае невозможности выправить диск заменить его новым

Большой или неравномерный износ шлицев ступицы ведомого диска или ведущего вала коробки передач

Заменить ведомый диск в сборе и, если необходимо, ведущий вал коробки передач

Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач Износ, повреждение или утечка смазочного материала из подшипника выключения сцепления

Заменить подшипник

Повышенный уровень шума при выключении сцепления

Износ, повреждение или утечка смазочного материала из подшипника выключения сцепления

Заменить подшипник

Быстрое изнашивание фрикционных накладок ведомого диска сцепления

Замасливание рабочих поверхностей фрикционных накладок

Заменить накладки или ведомый диск в сборе

Сильные задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска

Снять механизм сцепления и маховик. Прошлифовать рабочую поверхность маховика или заменить его новым. При сильном задире поверхности нажимного диска заменить его новым

Уменьшение рабочего усилия сцепления

Заменить нажимной диск с кожухом в сборе

Водитель при движении автомобиля держит ногу на педали сцепления

Водитель должен снимать ногу с педали и пользоваться педалью только тогда, когда это требуется

Причины, вызывающие ведение и пробуксовку сцепления, будут также вызывать быстрый износ фрикционных накладок

Увеличение усилия для выключения сцепления

Заедание троса привода выключения сцепления в оболочке или в шарнирных сочленениях механизма сцепления

Устранить заедание или заменить изношенные детали

automn.ru

ГАЗ 3110 | Сцепление диафрагменного типа

Рис. 5.2. Ведомый диск сцепления: 1 — нажимная пружина; 2 — теплоизолирующая шайба; 3 — фрикционная шайба; 4, 5 — заклепки; 6, 11 — диски; 7 — фрикционные накладки; 8 — пластинчатая пружина; 9 — пружина демпфера; 10 — палец; 12 — ступица; 13 — балансировочный грузик

Рис. 5.8. Сцепление диафрагменного типа: 1 — картер; 2 — маховик; 3 — ведомый диск; 4, 5 — опорные кольца; 6 — нажимной диск; 7 — нажимная диафрагменная пружина; 8 — подшипник выключения сцепления; 9 — защитные поролоновые кольца; 10 — муфта подшипника выключения сцепления; 11 — шаровая опора; 12 — кожух; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — толкатель рабочего цилиндра; 15 — соединительные пластины; 16 — рабочий цилиндр

Рис. 5.9. Расположение крепежных отверстий ведущего диска сцепления диафрагменного типа на маховике

Сцепление диафрагменного типа (рис. 5.8) устанавливается в тех же картерах с нижним люком, что и сцепления рычажного типа, для двигателей ЗМЗ-4025, -4026 и УМЗ-4215, а для двигателя 3M3-4061 — в сплошном колоколообразном картере. Для его установки взамен сцепления рычажного типа на двигатели ЗМЗ-4025, -4026 крепежные отверстия на маховике расположены, как показано на рис. 5.9, а под шаровую опору вилки выключения сцепления установлена шайба наружным диаметром 22 мм, внутренним диаметром 11 мм и толщиной 4,5 мм. Ведомый диск отличается от ведомого диска сцепления рычажного типа (см. рис. 5.2) увеличенными размерами фрикционных накладок (наружный диаметр 240 мм, внутренний — 160 мм, толщина 3,5 мм) и деталей демпферного устройства, количеством пружин и стяжных пальцев, а также формой пластинчатых пружин.

Рис. 5.10. Ведущий диск в сборе: 1 — кожух; 2 — опорное кольцо; 3 — нажимная диафрагменная пружина; 4 — нажимной диск; 5 — соединительные пластины

Рис. 5.11. Детали ведущего диска: 1 — кожух; 2, 4 — опорные кольца; 3 — нажимная диафрагменная пружина; 5 — нажимной диск; 6 — соединительные пластины

Кожух с нажимным диском в сборе состоит из кожуха 1 (рис. 5.10), опорных колец 2, нажимной диафрагменной пружины 3, нажимного диска 4 и соединительных пластин 5. Кожух сцепления 1 (рис. 5.11) закреплен на маховике коленчатого вала двигателя шестью центрирующими специальными болтами. Усилие нажимной диафрагменной пружины 3 создает необходимую силу трения на поверхностях фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через нажимной диск 5, кожух 1 и соединительные пластины 6 на ведомый диск и первичный вал коробки передач.

Нажимная диафрагменная пружина представляет собой тарельчатый усеченный конус, имеющий за счет прорезей в центральной и внутренней части двенадцать лепестков, которые выполняют роль рычагов выключения сцепления.

Наружная неразрезанная часть нажимной диафрагменной пружины зажимается между двумя опорными кольцами 2, 4 за счет загибки двенадцати усиков, выполненных на кожухе 1. При их загибке нажимная пружина на специальном приспособлении должна быть зафиксирована в плоском состоянии. Опорные кольца выполняют роль шарнира, относительно которого происходит поворот наружной части диафрагменной пружины при нажатии на концы лепестков. Наружной частью диафрагменная нажимная пружина опирается на кольцевой выступ нажимного диска и отжимает его в сторону маховика. Соединительные пластины 6 (три группы по три пластины в группе) одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, другим — к кожуху сцепления. С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха на нажимной диск и отвод нажимного диска в сторону от маховика при выключении сцепления.

Кожух с нажимным диском в сборе балансируется путем установки на фланец кожуха специальных балансировочных грузиков или высверливания на диаметре 273 мм во фланце кожуха отверстий диаметром 9 мм. Допустимый дисбаланс — не более 10 г·см. Для снятия кожуха с нажимным диском в сборе необходимо снять картер сцепления на двигателях ЗМЗ-4061 или нижний люк картера сцепления на двигателях ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026 и УМЗ-4215. Кожух с нажимным диском в сборе в процессе эксплуатации не ремонтируется, при выходе из строя его необходимо заменить на новый.

Рис. 5.12. Регулировка концов лепестков и проверка нажимного усилия: 1 — маховик; 2 — нажимной диск; 3 — шайба

При отсутствии на кожухе с нажимным диском видимых повреждений: надиров, кольцевых канавок, прижогов и выработки более 0,3 мм на рабочей поверхности нажимного диска, износов концов лепестков диафрагменной пружины более 0,3 мм и т. п. необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины и ее нажимное усилие. Для этого необходимо закрепить кожух с нажимным диском в сборе на рабочей поверхности нового маховика (рис. 5.12), поместив между ними три равномерно расположенные шайбы толщиной 8 мм. Размер от торца маховика до концов лепестков должен быть (43,6±2,0) мм. Отклонение от положения в одной плоскости должно быть в пределах ±0,25 мм, при необходимости — подогнуть лепестки.

При перемещении концов лепестков на 8,5 мм отход нажимного диска должен быть не менее 1,3 мм. Переместить концы лепестков вниз на 10 мм и убрать шайбы 3. Замерить усилие на концах лепестков, отпуская их до получения расстояния между плоскостью маховика и нажимного диска 6 и 8 мм. В обоих случаях усилие должно быть не менее 2 кН (200 кгс).

automn.ru