19.5 Рабочий цилиндр сцепления. Картер ваз 1111 сцепления


ВАЗ 1111 | Механизм выключения сцепления

4.2.1. Механизм выключения сцепления

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Механизм выключения сцепления: а – коробка передач типа 084; б – коробка передач типа 085

1 – картер сцепления;

2 – направляющая втулка;

3 – болт;

4 – выжимной подшипник;

5 – крепежная скоба;

6 – стопорная пружина;

7 – малая втулка;

8 – вал рычага выключения сцепления;

9 – большая втулка;

10 – пружина;

11 – стопорное кольцо;

12 – рычаг выжимного подшипника;

13 – внутренняя втулка;

14 – наружная втулка;

15 – уплотнительное кольцо;

А – выступ;

В – паз

Привод выключения сцепления (коробка передач типа 084)

1 – рычаг выключения сцепления; 2 – обмотка тросика привода сцепления; 3 – наконечник; 4 – зубчатая шайба; 5 – уплотнительное кольцо; 6 – ограничитель хода педали; 7 – вал педали сцепления; 8 – втулка; 9 – трубка педали сцепления; 10 – стопорное кольцо;

11 – педаль сцепления; 12 – тросик привода сцепления; 13 – щиток передка; 14 – кронштейн; 15 – втулка; 16 – картер коробки передач; 17 – контргайка; 18 – регулировочная гайка; 19 – резьбовой наконечник тросика; 20 – возвратная пружина

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снять коробку передач (см. подраздел 5.1).
2. Снять возвратную пружину 20 (см. рис. Привод выключения сцепления (коробка передач типа 084)) с рычага 1.
3. Провернуть вал рычага 8 (см. рис. Механизм выключения сцепления: а – коробка передач типа 084), находящегося в картере 1 сцепления, так чтобы выжимной подшипник 4 продвинулся вверх по направляющей втулке 2.
4. Снять две стопорные пружины 6.
5. Снять выжимной подшипник 4.
6. Вынуть крепежные скобы 5 из выжимного подшипника 4.
7. Отвернуть болты 3 и снять направляющую втулку 2.
На моделях с коробкой передач типа 084
8. Выпрессовать большую втулку 9.
9. Вынуть вал 8 рычага выключения сцепления.
10. Выпрессовать малую втулку 7 (при необходимости замены).
На моделях с коробкой передач типа 085
Предупреждение

Рычаг выключения сцепления для коробки передач типа 085 имеет другую конструкцию.

11. Снять стопорные кольца 11 (см. рис. Механизм выключения сцепления: б – коробка передач типа 085).
12. Вынуть вал 8 рычага выключения сцепления из картера 1 сцепления, снимая при этом рычаг 12 выжимного подшипника и уплотнительное кольцо 15.
13. Выпрессовать внутреннюю 13 и наружную 14 втулки (при необходимости замены).
Установка Предупреждение

Запрещается промывать выжимной подшипник, чтобы не вымыть из него смазку.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установку механизма выключения сцепления производят в порядке, обратном снятию, с учетом следующего.
2. Проверить выжимной подшипник, покрутив его. Если подшипник заклинивает, шумит или между кольцами имеется люфт, то его необходимо заменить.
3. Проверить все втулки на износ.
4. Смазать графитовой смазкой поверхность выжимного подшипника 4 и направляющей втулки 2.
5. Запрессовать втулку 7 заподлицо с гнездом в картер 1 сцепления.
6. Вставить выступ А на втулке 9 в паз В на втулке картера 1 сцепления при запрессовке втулки 9.
7. Запрессовать внутреннюю 13 и наружную 14 втулки для коробки передач типа 085 заподлицо с гнездами в картере 1 сцепления.

automn.ru

ВАЗ 1111 | Сцепление | Ока

6.1. Техническая характеристика

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач или торможении и плавного их соединения при трогании автомобиля с места, а также для предохранения деталей трансмиссии от динамических нагрузок.

Сцепление однодисковое, сухое, постоянно замкнутого типа, с центральной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний на ведомом диске. В картере коробки передач выступает первичный вал коробки передач, на котором располагается выжимной подшипник, не требующий технического обслуживания, а снаружи картера расположен рычаг выключения сцепления, к которому крепится трос сцепления.

Принцип действия сцепления основан на передаче крутящего момента от маховика и ведущей части сцепления на ведомый диск, а значит, и на первичный вал коробки передач, за счет сил трения, которые возникают между дисками при включенном сцеплении. В этом положении за счет упругости нажимной пружины нажимной диск зажимает между собой и маховиком ведомый диск с усилием, не допускающим его пробуксовки. При этом выжимной подшипник и нажимная пружина не соприкасаются.

При нажатии на педаль сцепления через трос сцепления и вилку выжимной подшипник нажимает нажимную пружину ведущего диска сцепления и отжимает ведущий диск от маховика, в результате чего освобождается ведомый диск и прекращается передача крутящего момента между двигателем и коробкой передач.

Регулировка свободного хода – автоматическая и происходит при помощи храпового механизма, расположенного около педали сцепления.

Основные параметры

Марка

Sachs, Automotive Products или Laucock

Номинальный ход педали сцепления

155 мм

Диаметр диска сцепления:
  – двигатели с рабочим объемом 1,8 и 2,0 дм3

216 мм

  – остальные

241 мм

Тип фрикционных накладок на ведомом диске сцепления

Ferodo 3111

Толщина фрикционных накладок на ведомом диске сцепления:
  – двигатели с рабочим объемом 1,8 и 2,0 дм3

3,85 мм

  – остальные

3,81 мм

Количество пружин в диске сцепления:
  – Sachs

6

  – Automotive Products или Laucock

4

Моменты затягивания

Картер коробки передач к двигателю

35 – 45 Нм

Ведущая часть сцепления к маховику

20 – 25 Нм

automn.ru

ВАЗ 1111 | Рабочий цилиндр сцепления

18.5. Рабочий цилиндр сцепления

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Предупреждение

Тормозная жидкость, используемая в гидравлической системе сцепления ядовита, поэтому при попадании ее на кожу необходимо немедленно промыть это место обильным количеством воды. Если жидкость попала в глаза или внутрь организма, необходимо немедленно обратиться к врачу. Некоторые жидкости имеют свойство легко воспламеняться и могут загореться даже от контакта с горячими узлами автомобиля. Кроме того, жидкость, используемая в гидравлической системе сцепления, растворяет краску и пластмассу, поэтому при попадании жидкости на лакокрасочное покрытие автомобиля промойте его обильным количеством воды. Также эта жидкость гигроскопична, т. е. поглощает влагу из воздуха и, поэтому жидкость, хранящуюся длительное время в открытой посуде, не рекомендуется использовать.

Детали рабочего цилиндра сцепления

Снятие

Снятие рабочего цилиндра с картера сцепления
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках.
2. С правой стороны автомобиля установите соответствующий контейнер под рабочий цилиндр сцепления. Отвинтите гидравлическую муфту трубопровода на рабочем цилиндре сцепления и отсоедините шланг. После слива жидкости из гидравлической системы сцепления закройте пробками конец шланга и отверстие в рабочем цилиндре сцепления.
3. Отвинтите два болта крепления и снимите рабочий цилиндр с картера сцепления (см. рис. Снятие рабочего цилиндра с картера сцепления). Снимите прокладку.

Ремонт

Извлечение поршня из рабочего цилиндра сцепления
Извлечение пружины из рабочего цилиндра сцепления
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Очистите наружную поверхность рабочего цилиндра сцепления. Снимите стопорное кольцо и извлеките толкатель из рабочего цилиндра сцепления.
2. Легкими ударами молотка постучите по корпусу рабочего цилиндра сцепления и извлеките из него поршень и пружину (см. рис. Извлечение поршня из рабочего цилиндра сцепления, Извлечение пружины из рабочего цилиндра сцепления).
3. Тщательно очистите детали рабочего цилиндра сцепления, проверьте их состояние и, при необходимости, замените их. Уплотнительное кольцо поршня необходимо заменять независимо от его состояния.
4. Снимите старое уплотнительное кольцо с поршня. Опустите новое уплотнительное кольцо в тормозную жидкость и установите его на поршень в соответствии со стрелками. Проверьте, что рабочая кромка уплотнительного кольца находится перед пружиной на конце поршня.
5. Смажьте канал рабочего цилиндра сцепления чистой тормозной жидкостью и установите пружину так, чтобы витки пружины большего диаметра располагались с задней части рабочего цилиндра сцепления.
6. Соблюдая осторожность, установите поршень в канал рабочего цилиндра сцепления так, чтобы выступ поршня вошел в пружину.
7. Установите толкатель с пылезащитным колпачком в канал рабочего цилиндра сцепления и закрепите стопорным кольцом.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите прокладку рабочего цилиндра сцепления таким образом, чтобы сторона с выемкой была направлена к картеру сцепления.
2. Установите рабочий цилиндр сцепления с толкателем в картер сцепления таким образом, чтобы толкатель установился в сферическую выемку в рычаге выключения сцепления.
3. Закрепите рабочий цилиндр сцепления болтами.
4. Подсоедините шланг к рабочему цилиндру сцепления, залейте жидкость в гидравлическую систему сцепления и удалите из нее воздух.

automn.ru

ВАЗ 1111 | Регулировка сцепления

Регулировка рабочего хода проводится на новом автомобиле при пробеге 1500–2000 км после приработки сцепления, а затем через каждые 15000 км пробега.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Для проверки рабочего хода следует замерить линейкой или штангенциркулем разность размеров А (см. рис. Регулировка привода выключения сцепления), определяющих расстояние между приливом на картере сцепления и торцом головки наружного рычага 4 вала выключения сцепления, при отпущенной и нажатой до упора в коврик пола педали сцепления.
2. Если полученная разность не соответствует требуемому рабочему ходу рычага, равному 15–17 мм, его следует установить регулировкой соединения наконечника 1 оболочки троса и резьбовой втулки 3.
3. Для увеличения хода рычага надо свинчивать резьбовую втулку 3 с наконечника 1, увеличивая длину оболочки, при этом педаль сцепления поднимается и соответственно увеличится ход рычага 4.
4. Для уменьшения хода рычага 4 следует наворачивать резьбовую втулку 3 на наконечник 1, уменьшая длину оболочки троса. Один оборот резьбовой втулки соответствует примерно 1,5 мм изменения хода рычага вала выключения сцепления.
5. После окончания регулировки необходимо законтрить гайку 2 (сильно не затягивать, т.к. это может привести к растрескиванию пластмассовой втулки 3).
6. Рабочий ход рычага вала 15–17 мм соответствует ходу педали сцепления 125 мм.
7. При правильно отрегулированном сцеплении на автомобиле с заведенным двигателем предача заднего хода должна включаться легко и без посторонних шумов после 3-х секундной выдержки педали в нажатом состоянии.

automn.ru