Передний ведущий мост трактора МТЗ-320. Форум мтз 320 сцепление


Сцепление и КПП трактора МТЗ-320

Муфта сцепления

На минитракторе МТЗ-320 Беларус установлена сухая однодисковая фрикционная муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.

Она крепится на маховике 1 двигателя шестью болтами 3 на трех установочных штифтах 2.

Крутящий момент от маховика двигателя и нажимного диска 12, соединенного с опорным диском 9 упругими пластинами 14, передается через ведомый диск 5 на первичный вал КПП. Между нажимным и опорным дисками установлены девять пар нажимных пружин 13.

Выключение сцепления трактора производится при помощи 3-х отжимных рычагов 6, соединенных пальцами с нажимным диском и опирающихся через вилки 7 и регулировочные гайки 8 на опорный диск.

Зазор А=2±0,125 мм между поверхностью опорного диска 9 и опорой 10 регулируется гайками 8 с использованием оправки 17.

Стопорение гаек 8 от отворачивания обеспечивается стопорными пластинами 15, которые крепятся к опорному диску 9 болтами 16.

Рис. 1 - Муфта сцепления МТЗ-320 Беларус

1 – маховик двигателя; 2 – установочный штифт; 3 – болт; 4 – палец; 5 – ведомый диск; 6 – отжимной рычаг; 7 – вилка; 8 – гайка регулировочная; 9 – опорный диск; 10 – опора; 11 – отводка; 12 – нажимной диск; 13 – нажимные пружины; 14 – пластины; 15 – стопорная пластина; 16 – болт; 17 – оправка.

Управление сцеплением трактора производится педалью 5 сцепления (рис. 2) через систему рычагов и отводку 11 (рис. 1) с выжимным подшипником.

При нажатии на педаль управления сцеплением отжимные рычаги 6 отводят нажимной диск 12 назад, освобождая ведомый диск 5, сцепление выключается.

Включение сцепления при отпускании педали управления осуществляется нажимными пружинами 13 при отпускании педали сцепления 5.

Рис. 2 - Управление сцеплением минитрактора МТЗ-320.4 Беларус

1 - рычаг; 2 - вилка; 3 - контргайка; 4 - тяга; 5 - педаль сцепления; 6 - ограничитель хода педали.

Проверка свободного хода педали сцепления

Свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 30-40 мм.

Увеличенный свободный ход может привести к неполному выключению сцепления (затруднительному, со скрежетом, переключению передач), а недостаточный свободный ход - к пробуксовыванию сцепления, что в обоих случаях ведет к преждевременному износу дисков сцепления.

Для регулировки свободного хода:

- отсоедините тягу сцепления 1 от рычага 2, вынув палец 3;

- поверните рычаг 2 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку 4 тяги 1, совместите отверстия рычага 2 и вилки 4;

- заверните вилку 4 на 4-5 оборотов и соедините с рычагом 2 при помощи пальца 3;

- затяните контргайку 5 и зашплинтуйте палец 3.

Неисправности сцепления минитрактора МТЗ-320 Беларус

Муфта сцепления не передает полный крутящий момент

Нет свободного хода педали - Отрегулируйте свободный ход педали.

Изношены накладки ведомого диска - Замените ведомый диск в сборе.

Муфта сцепления выключается не полностью ("ведет")

Увеличен свободный ход педали - Отрегулируйте свободный ход педали.

Коробка передач МТЗ-320 Беларус

Коробка передач минитрактора (рис. 3) механическая, ступенчатая, диапазонная (2 диапазона переднего хода и 1 диапазон заднего хода), с переключением передач и диапазонов с помощью зубчатых муфт.

КПП трактора МТЗ-320.4 Беларус обеспечивает получение 16 передач вперед и 8 назад (с использованием редуктора), привод переднего моста, а также синхронного и зависимого заднего ВОМ и насоса гидронавесной системы.

Коробка передач состоит из двух корпусов 34, 46, обозначенных одним порядковым номером, первичного вала 1, первого и второго промежуточных валов 14 и 21, вала 25 привода ВОМ, выходного вала 33, а также шестерен, зубчатых муфт переключения и механизма управления коробкой передач.

Рис. 3 - Коробка передач минитрактора

1 – первичный вал; 2 – подшипник; 3 – роликоподшипник; 4 – ведущая шестерня 4-ой передачи; 5 – втулка; 6 – муфта; 7 – ведущая шестерня 3-ей передачи; 8 – роликоподшипник; 9 – зубчатый венец 2-ой передачи; 10 – зубчатый венец 1-ой передачи; 11 – подшипник; 12 – ведомая шестерня 2-ой передачи; 13 – муфта; 14 – первый промежуточный вал; 15 – ведомая шестерня 1-ой передачи; 16 – втулка; 17 – шестерня привода ВОМ; 18 – подшипник; 19 – муфта; 20 – шестерня; 21 – второй промежуточный вал; 22 – зубчатый венец понижающего редуктора; 23 – подшипник; 24 – шестерня привода ВОМ; 25 – вал привода ВОМ; 26 – подшипник; 27 – роликоподшипник; 28 – ведомая шестерня понижающей ступени редуктора; 29 – муфта; 30 – ведомая шестерня повышающей ступени редуктора; 31 – шестерня синхронного привода ВОМ; 32 – подшипник; 33 – выходной вал; 34 – корпус КП; 35 – подшипник; 36 – ведомая шестерня II диапазона; 37 – ведомая шестерня I диапазона; 38 – муфта; 39 – втулка; 40 – ведомая шестерня заднего хода; 41 – подшипник; 42 – шестерня; 43 – ведомая шестерня 4-ой передачи; 44 – шестерня заднего хода; 45 – подшипник; 46 – передний корпус КП; 47 – передний торец выходного вала

Первичный вал 1 установлен в корпусах коробки передач на подшипниках 2, 11 и выполнен как одно целое с зубчатыми венцами 10 и 9 1-ой и 2-ой передач.

На нем на подшипниках установлены шестерни 3-ей и 4-ой передач и на втулке 5 муфта 6 включения 3-ей и 4-ой передач.

Первый промежуточный вал КПП МТЗ-320.4 Беларус установлен на двух подшипниках 18 и 45, на нем на шпонках установлены двухвенцовые шестерни 42, 43, а на игольчатых подшипниках установлены ведомая шестерня 2-ой (12) и 1-ой (15) передач, между которыми установлена зубчатая муфта 13.

На валу 14 установлена шестерня 17, соединенная посредствам втулки 16 с шестерней 15 привода ВОМ.

Второй промежуточный вал 21 выполнен с ведущей шестерней 22 понижающей ступени редуктора и установлен на подшипниках 23 и 41.

На валу 21 подшипниках установлены шестерня 40 заднего хода и ведомая шестерня 37 1-го диапазона, а также ведомая шестерня 36 II-го диапазона и зубчатые муфты 19 и 38.

Передний конец вала 25 привода ВОМ установлен на подшипнике в расточке второго промежуточного вала, задний - в корпусе 34 на подшипнике 26.

На шлицах вала 25 установлена подвижная шестерня 24 привода ВОМ. Через выходные шлицы вала 25 осуществляется привод заднего ВОМ, а привод переднего ВОМ осуществляется через внутренние шлицы.

Выходной вал 33 установлен на подшипниках 32 и 35, на нем на подшипниках установлены ведомые шестерни 28 и 30 редуктора, муфта 29, а также шестерня 31 привода синхронного ВОМ, соединенная с валом шпонкой.

Через шлицы вала 33 и 47 осуществляется привод на передний и задний мосты трактора.

Управление коробкой передач трактора МТЗ-320 Беларус

Переключение передач осуществляется рычагом 10 (рис. 4), который, воздействуя на поводки 7, 8 с закрепленными на них вилками 6, 9, перемещает муфты 6, 13 (рис. 3), связанные с валами 1, 14, осуществляя включение соответствующих передач.

Переключение диапазонов и включение заднего хода осуществляется рычагом 5 (рис. 4), с помощью которого перемещаются поводки 2, 4 с закрепленными на них вилками для переключения муфт 19 и 38 (рис. 3).

Включение I диапазона и заднего хода осуществляется муфтой 38: при перемещении ее назад (вправо на рис. 3) включается I диапазон, при перемещении вперед (влево) – задний ход.

Рис. 4 - Управление КПП минитрактора МТЗ-320 Беларус

1 – вилка; 2, 4, 7, 8, 14 – поводки; 3 – шарик блокировочный; 5 – рычаг включения диапазонов; 6, 16 – вилки; 9 – вилка; 10 – рычаг включения передач; 11 – рычаг включения гидронасоса; 12 – свертный штифт; 13 – рычаг включения ВОМ; 15 – шарик

II диапазон включается при установке муфты 19 в правое положение. Переключение режимов привода ВОМ (зависимый или синхронный) осуществляется рычагом 13 (рис. 4) с помощью которого шестерня 24 (рис. 3) с имеющимся на нем фиксаторами устанавливается в одном из трех положений: переднее (левое) в зацеплении с шестерней 17 – включен зависимый ВОМ, заднее (правое) в зацеплении с шестерней 31 – включен синхронный ВОМ, среднее – нейтральное.

Переключение редуктора осуществляется поводком 14 (рис. 4) с закрепленной на нем вилкой 16, которая, перемещая муфту 29 (рис. 3), включает повышающую (левое положение муфты) или понижающую ступень редуктора.

Включение привода насоса гидронавесной системы производится рычагом 11 (рис. 4). Положение шестерен и зубчатых муфт в нейтральном и включенном положениях фиксируется подпружиненными шариками 15.

Для предотвращения одновременного включения зубчатых муфт 6, 13 (рис. 3) и 19, 38 установлены шарики 3 (рис. 4).

Проверка уровня масла в корпусе коробки передач

- Отверните пробку контрольно-заливного отверстия. Уровень масла должен доходить до контрольного отверстия.

- Если уровень масла не доходит до контрольного отверстия, долейте масло. Заверните пробку.

Замена масла в корпусе КПП

- Выверните пробку и слейте масло из корпуса коробки передач.

- Заверните пробку и залейте свежее сезонное масло до уровня контрольно-заливного отверстия.

www.mmz52.ru

Передний ведущий мост трактора МТЗ-320

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Передний ведущий мост (ПВМ) МТЗ-320 Беларус портального типа с приводом от вторичного вала коробки передач, состоит из главной передачи, дифференциала, карданных шарниров, колесных редукторов и привода.

Через кронштейны 27 (рис. 25) ПВМ соединен с полурамой минитрактора, что дает возможность мосту качаться вместе с колесами в поперечной плоскости на угол, ограничивающийся упором на рукаве.

Рис. 25. Передний ведущий мост МТЗ-320 Беларус

1 – редуктор левый; 2 – палец шкворня; 3 – рычаг поворотный; 4 – прокладка регулировочная; 5 – обойма; 6 – пробка; 7 – прокладки регулировочные; 8 – штифт; 9 – дифференциал; 10 – шестерня ведомая; 11 – кольцо; 12 – корпус; 13 – сапун; 14 – рукав; 15 – палец шкворня; 16 – масленка; 17 – подшипник; 18 – шарнир карданный; 19 – редуктор правый; 20 – кольцо; 21 – подшипник; 22 – рычаг; 23 – фланец; 24 – прокладка; 25 – шестерня ведущая; 26, 28 – прокладка регулировочная; 27 – кронштейн; 29 – кольцо маслоотгонное; 30 – манжета; 31 – гайка; 32 – фланец; 33, 35 – подшипник; 34 – втулка; 36 – манжета; 37 – рукав; 38 – рычаг; 39 – заглушка

Главная передача

Представляет собой пару конических шестерен 10 и 25 (рис. 25) со спиральными зубьями. Ведущая шестерня установлена в корпусе 12 на двух конических роликовых подшипниках 33 и 35, ведомая шестерня 10 закреплена болтами к фланцу дифференциала.

Подшипники ведущей шестерни 25 регулируются с натягом 0,01-0,04 мм путем подбора регулировочных прокладок 28, при этом момент проворачивания ведущей шестерни (без зацепления с ведомой шестерней) после затяжки гайки 31 моментом 120-150 Нм (12-15 кг/см) должен быть в пределах 0,2-0,4 Нм (0,02-0,04 кг/см).

Путем перестановки одинакового количества прокладок 26 и 28 ведущая шестерня 25 должна быть установлена так, чтобы размер "В" (расстояние от торца шестерни до центра отверстий под установку рукавов 14, 37) составляет 59, 5+0, 19мм.

Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи ПВМ МТЗ-320 Беларус должен быть в пределах 0,08-0,3 мм, прилегание зубьев не менее 50% поверхности с расположением отпечатков в средней части зуба или ближе к вершине конуса.

Регулировка зазора производится переносом части прокладок из-под фланца правого рукава 14 под фланец левого рукава 37 без изменения общего количества прокладок. Предварительно должен быть отрегулирован натяг в подшипниках дифференциала (см. ниже).

Дифференциал

Обеспечивает вращение передних ведущих колес минитрактора МТЗ-320.4 Беларус с различными угловыми скоростями при поворотах, а также передает крутящий момент от коробки передач к передним колесам при пробуксовке задних ведущих колес более 4%.

Рис. 26. Дифференциал

1 – фланец; 2 – шестерня ведомая; 3 – шарик; 4 – пружина; 5 – ось; 6 – диск; 7 – фланец; 8 – муфта дифференциала; 9 – подшипник; 10 – шайба; 11 – болт; 12 – собачка; 13 – болт; 14 – шайба; 15 – заглушка

Дифференциал представляет собой сдвоенную обгонную муфту двойного действия храпового типа.

Он установлен на двух конических роликовых подшипниках 9 (рис. 26) в рукавах переднего ведущего моста, состоит из соединенных между собой четырьмя болтами фланцев 1 и 7, муфт 8, подпружиненных осей 5 с неподвижно установленными на них собачках 12, а также диска 6.

При вращении ведомой шестерни 2 собачки 12 через упоры вводятся в зацепление с муфтами 8 силой трения, возникающей между поверхностью диска 6 и выступами осей 5.

Для создания силы трения оси 5 постоянно поджимаются к диску 6 пружинами 4. В зависимости от направления вращения ведомой шестерни 2 собачка 12 входит в зацепление с муфтой 8 одним из упоров (А или В).

Если задние колеса минитрактора вращаются с буксованием менее 4%, то муфты 8 обгоняют ведомую шестерню 2, а собачки 12 вынуждены "пощелкивать" по четырем выступам муфт 8.

При достижении буксования задних колес более 4%, поступательное движение трактора замедляется, угловые скорости муфт 8 и ведомой шестерни 2 выравниваются.

При дальнейшем увеличении буксования задних колес крутящий момент начнет передаваться от ведомой шестерни 2 через собачки 12 на муфты 8 и через сдвоенные карданные шарниры 18 (рис. 25) к редукторам передних колес.

Подшипники дифференциала регулируются с натягом так, чтобы усилие, приложенное к наружному торцу зубьев ведомой шестерни 2 для проворачивания дифференциала (без зацепления с ведущей шестерней главной передачи) в подшипниках было в пределах 55-75 Н (5, 5-7, 5 кгс) после предварительного проворачивания дифференциала на 4-5 оборотов.

Регулировка производится в следующем порядке:

- установите под фланец правого рукава 14 два набора регулировочных прокладок 7, после чего затяните рукав тремя болтами;

- подбирая набор регулировочных прокладок под фланец левого рукава 37, добейтесь получения требуемого натяга. В каждом наборе должно быть не менее двух прокладок толщиной 0, 2 мм.

Колесные редукторы

Колесные редукторы установлены на рукавах 14, 37 (рис. 25) ПВМ МТЗ-320.4 Беларус через пару конических подшипников 17, 21. Каждый из редукторов состоит из корпуса 7 (рис. 27), крышки 1, пары цилиндрических шестерен 3, 17, фланца 18, сдвоенного карданного шарнира 11.

Правый и левый редукторы посредством рычагов 38 (рис. 31) и 22, а также рулевой тяги связаны между собой. Поворотный рычаг 3 правого редуктора соединен со штоком гидроцилиндра рулевого управления.

Конические подшипники 17, 21 с помощью прокладок 4 регулируются с натягом таким образом, чтобы усилие, приложенное к фланцу крепления колес для поворота редуктора поддомкраченного ПВМ, было в пределах 30-50 Н (3-5 кгс).

Рис. 27. Редуктор

1 – крышка; 2 – прокладка; 3 – шестерня; 4 – подшипник; 5 – манжета; 6 – кольцо; 7 – корпус; 8 – винт; 9 – шайба; 10 – грязевик; 11 – шарнир; 12 – сапун; 13 – гайка; 14, 15 – пробка; 16 – болт; 17 – шестерня; 18 – фланец; 19 – шайба; 20 – болт; 21 – пластина фиксирующая

Привод ПВМ МТЗ-320 Беларус

Привод постоянного включения, передает крутящий момент от выходного вала коробки передач к переднему мосту. Состоит из фланца 1 (рис. 28), двух карданных шарниров 2, трубы 4, задней вилки 6.

Фланец 1 болтами соединяется с фланцем ведущей шестерни главной передачи ПВМ, а вилка 6 - шлицами соединена с выходным валом коробки передач, имея при этом осевое перемещение по шлицам вала КПП. Для предохранения привода предусмотрено его ограждение.

Рис. 28. Привод переднего моста

1 – фланец; 2 – шарнир карданный; 3 – вилка; 4 – труба; 5 – заглушка; 6 – вилка; 7 – обойма; 8 – крестовина; 9 – кольцо; 10 – подшипник

Передняя ось

Передняя неведущая ось трактора МТЗ-320 Беларус (рис. 29) представляет собой качающуюся трубчатую балку 8 телескопического типа, соединенную с полурамой при помощи оси 5 качания, в которую вставлены выдвижные кулаки 6, 9.

Рис. 29. Передняя ось

1 – ступица; 2 – цапфа; 3, 11 – рычаги; 4 – гайка; 5 – ось качания; 6, 9 – кулак выдвижной; 7 – гидроцилиндр; 8 – балка; 10 – тяга рулевая

В кулаках 6, 9 на втулках установлены поворотные цапфы 2, на верхних концах которых закреплены поворотные рычаги 3, 11, связанные между собой рулевой тягой 10. Левый рычаг связан с гидроцилиндром 7.

На оси поворотных цапф 2 установлены посредством 2-х конических роликовых подшипников ступицы 1 колес.

Выдвижные кулаки могут иметь три положения с интервалом 100 и 75 мм, что позволяет менять колею направляющих колес.

Проверка уровня масла в корпусе переднего моста МТЗ-320 Беларус

- Отверните пробку контрольного отверстия. Уровень масла должен доходить до контрольного отверстия.

- Если уровень масла не доходит до контрольного отверстия, отверните пробку-сапун на корпусе моста и долейте масло до уровня контрольного отверстия.

- Заверните пробку контрольного отверстия и пробку-сапун.

Проверка уровня масла в корпусах редукторов передних (ведущих) колес

- Отверните пробку контрольно-заливного отверстия. Уровень масла должен доходить до контрольного отверстия.

- Долейте масло до уровня, если он ниже контрольного отверстия.

- Заверните пробку. При необходимости слив масла производите через сливное отверстие.

Смазка подшипников шкворней колесных редукторов трактора ПВМ МТЗ-320.4 Беларус

- Очистите и снимите защитные пробки (по 2 шт. на каждом редукторе) для доступа к масленкам.

- Смажьте подшипники до появления смазки из зазоров.

- Установите на место защитные пробки.

Замена масла в корпусе переднего моста

- Выверните пробку и слейте масло из корпуса переднего моста, заверните пробку.

- Залейте свежее сезонное масло через пробку-сапун до уровня контрольного отверстия, закрытого пробкой.

Замена масла в корпусах редукторов передних (ведущих) колес (2 шт.)

- Отверните пробки и слейте масло из корпусов редукторов,

- Заверните пробки и залейте свежее сезонное масло до уровня контрольно-заливных пробок.

Неисправности переднего ведущего моста минитрактора МТЗ-320 Беларус

Течь масла по сопряжению корпус ПВМ-рукав

Износ уплотнительных колец - Замените уплотнительные кольца.

Течь масла из рукавов в местах выхода карданных шарниров

Изношены или повреждены уплотнительные манжеты - Замените уплотнение.

Быстрый износ и расслоение шин передних колес

Нарушена регулировка сходимости передних колес - Отрегулируйте сходимость.

Несоответствие давления в шинах рекомендуемым нормам - Поддерживайте давление согласно рекомендациям настоящего руководства.

Повышенный шум в корпусе ПВМ

Нарушена регулировка зацепления шестерен главной передачи - Отрегулируйте зазор, который должен быть в пределах 0,08-0,3 мм.

Полная инструкция по эксплуатации и обслуживанию МТЗ-320

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82 __________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов

mtz-sibir.ru

Сцепление и КПП трактора МТЗ-320

Муфта сцепления

На минитракторе МТЗ-320 Беларус установлена сухая однодисковая фрикционная муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.

Она крепится на маховике 1 двигателя шестью болтами 3 на трех установочных штифтах 2.

Крутящий момент от маховика двигателя и нажимного диска 12, соединенного с опорным диском 9 упругими пластинами 14, передается через ведомый диск 5 на первичный вал КПП. Между нажимным и опорным дисками установлены девять пар нажимных пружин 13.

Выключение сцепления трактора производится при помощи 3-х отжимных рычагов 6, соединенных пальцами с нажимным диском и опирающихся через вилки 7 и регулировочные гайки 8 на опорный диск.

Зазор А=2±0,125 мм между поверхностью опорного диска 9 и опорой 10 регулируется гайками 8 с использованием оправки 17.

Стопорение гаек 8 от отворачивания обеспечивается стопорными пластинами 15, которые крепятся к опорному диску 9 болтами 16.

Рис. 10. Муфта сцепления МТЗ-320 Беларус

1 – маховик двигателя; 2 – установочный штифт; 3 – болт; 4 – палец; 5 – ведомый диск; 6 – отжимной рычаг; 7 – вилка; 8 – гайка регулировочная; 9 – опорный диск; 10 – опора; 11 – отводка; 12 – нажимной диск; 13 – нажимные пружины; 14 – пластины; 15 – стопорная пластина; 16 – болт; 17 – оправка.

Управление сцеплением трактора производится педалью 5 сцепления (рис. 11) через систему рычагов и отводку 11 (рис. 10) с выжимным подшипником.

При нажатии на педаль управления сцеплением отжимные рычаги 6 отводят нажимной диск 12 назад, освобождая ведомый диск 5, сцепление выключается.

Включение сцепления при отпускании педали управления осуществляется нажимными пружинами 13 при отпускании педали сцепления 5.

Рис. 11. Управление сцеплением минитрактора МТЗ-320.4 Беларус

1 - рычаг; 2 - вилка; 3 - контргайка; 4 - тяга; 5 - педаль сцепления; 6 - ограничитель хода педали.

Проверка свободного хода педали сцепления

Свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 30-40 мм.

Увеличенный свободный ход может привести к неполному выключению сцепления (затруднительному, со скрежетом, переключению передач), а недостаточный свободный ход - к пробуксовыванию сцепления, что в обоих случаях ведет к преждевременному износу дисков сцепления.

Для регулировки свободного хода:

- отсоедините тягу сцепления 1 от рычага 2, вынув палец 3;

- поверните рычаг 2 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку 4 тяги 1, совместите отверстия рычага 2 и вилки 4;

- заверните вилку 4 на 4-5 оборотов и соедините с рычагом 2 при помощи пальца 3;

- затяните контргайку 5 и зашплинтуйте палец 3.

Неисправности сцепления минитрактора МТЗ-320 Беларус

Муфта сцепления не передает полный крутящий момент

Нет свободного хода педали - Отрегулируйте свободный ход педали.

Изношены накладки ведомого диска - Замените ведомый диск в сборе.

Муфта сцепления выключается не полностью ("ведет")

Увеличен свободный ход педали - Отрегулируйте свободный ход педали.

Коробка передач МТЗ-320 Беларус

Коробка передач минитрактора (рис. 12) механическая, ступенчатая, диапазонная (2 диапазона переднего хода и 1 диапазон заднего хода), с переключением передач и диапазонов с помощью зубчатых муфт.

КПП трактора МТЗ-320.4 Беларус обеспечивает получение 16 передач вперед и 8 назад (с использованием редуктора), привод переднего моста, а также синхронного и зависимого заднего ВОМ и насоса гидронавесной системы.

Коробка передач состоит из двух корпусов 34, 46, обозначенных одним порядковым номером, первичного вала 1, первого и второго промежуточных валов 14 и 21, вала 25 привода ВОМ, выходного вала 33, а также шестерен, зубчатых муфт переключения и механизма управления коробкой передач.

Рис. 12. Коробка передач минитрактора

1 – первичный вал; 2 – подшипник; 3 – роликоподшипник; 4 – ведущая шестерня 4-ой передачи; 5 – втулка; 6 – муфта; 7 – ведущая шестерня 3-ей передачи; 8 – роликоподшипник; 9 – зубчатый венец 2-ой передачи; 10 – зубчатый венец 1-ой передачи; 11 – подшипник; 12 – ведомая шестерня 2-ой передачи; 13 – муфта; 14 – первый промежуточный вал; 15 – ведомая шестерня 1-ой передачи; 16 – втулка; 17 – шестерня привода ВОМ; 18 – подшипник; 19 – муфта; 20 – шестерня; 21 – второй промежуточный вал; 22 – зубчатый венец понижающего редуктора; 23 – подшипник; 24 – шестерня привода ВОМ; 25 – вал привода ВОМ; 26 – подшипник; 27 – роликоподшипник; 28 – ведомая шестерня понижающей ступени редуктора; 29 – муфта; 30 – ведомая шестерня повышающей ступени редуктора; 31 – шестерня синхронного привода ВОМ; 32 – подшипник; 33 – выходной вал; 34 – корпус КП; 35 – подшипник; 36 – ведомая шестерня II диапазона; 37 – ведомая шестерня I диапазона; 38 – муфта; 39 – втулка; 40 – ведомая шестерня заднего хода; 41 – подшипник; 42 – шестерня; 43 – ведомая шестерня 4-ой передачи; 44 – шестерня заднего хода; 45 – подшипник; 46 – передний корпус КП; 47 – передний торец выходного вала

Первичный вал 1 установлен в корпусах коробки передач на подшипниках 2, 11 и выполнен как одно целое с зубчатыми венцами 10 и 9 1-ой и 2-ой передач.

На нем на подшипниках установлены шестерни 3-ей и 4-ой передач и на втулке 5 муфта 6 включения 3-ей и 4-ой передач.

Первый промежуточный вал КПП МТЗ-320.4 Беларус установлен на двух подшипниках 18 и 45, на нем на шпонках установлены двухвенцовые шестерни 42, 43, а на игольчатых подшипниках установлены ведомая шестерня 2-ой (12) и 1-ой (15) передач, между которыми установлена зубчатая муфта 13.

На валу 14 установлена шестерня 17, соединенная посредствам втулки 16 с шестерней 15 привода ВОМ.

Второй промежуточный вал 21 выполнен с ведущей шестерней 22 понижающей ступени редуктора и установлен на подшипниках 23 и 41.

На валу 21 подшипниках установлены шестерня 40 заднего хода и ведомая шестерня 37 1-го диапазона, а также ведомая шестерня 36 II-го диапазона и зубчатые муфты 19 и 38.

Передний конец вала 25 привода ВОМ установлен на подшипнике в расточке второго промежуточного вала, задний - в корпусе 34 на подшипнике 26.

На шлицах вала 25 установлена подвижная шестерня 24 привода ВОМ. Через выходные шлицы вала 25 осуществляется привод заднего ВОМ, а привод переднего ВОМ осуществляется через внутренние шлицы.

Выходной вал 33 установлен на подшипниках 32 и 35, на нем на подшипниках установлены ведомые шестерни 28 и 30 редуктора, муфта 29, а также шестерня 31 привода синхронного ВОМ, соединенная с валом шпонкой.

Через шлицы вала 33 и 47 осуществляется привод на передний и задний мосты трактора.

Управление коробкой передач трактора МТЗ-320 Беларус

Переключение передач осуществляется рычагом 10 (рис. 13), который, воздействуя на поводки 7, 8 с закрепленными на них вилками 6, 9, перемещает муфты 6, 13 (рис. 12), связанные с валами 1, 14, осуществляя включение соответствующих передач.

Переключение диапазонов и включение заднего хода осуществляется рычагом 5 (рис. 13), с помощью которого перемещаются поводки 2, 4 с закрепленными на них вилками для переключения муфт 19 и 38 (рис. 12).

Включение I диапазона и заднего хода осуществляется муфтой 38: при перемещении ее назад (вправо на рис. 12) включается I диапазон, при перемещении вперед (влево) – задний ход.

Рис. 13. Управление КПП минитрактора МТЗ-320 Беларус

1 – вилка; 2, 4, 7, 8, 14 – поводки; 3 – шарик блокировочный; 5 – рычаг включения диапазонов; 6, 16 – вилки; 9 – вилка; 10 – рычаг включения передач; 11 – рычаг включения гидронасоса; 12 – свертный штифт; 13 – рычаг включения ВОМ; 15 – шарик

II диапазон включается при установке муфты 19 в правое положение. Переключение режимов привода ВОМ (зависимый или синхронный) осуществляется рычагом 13 (рис. 13) с помощью которого шестерня 24 (рис. 12) с имеющимся на нем фиксаторами устанавливается в одном из трех положений: переднее (левое) в зацеплении с шестерней 17 – включен зависимый ВОМ, заднее (правое) в зацеплении с шестерней 31 – включен синхронный ВОМ, среднее – нейтральное.

Переключение редуктора осуществляется поводком 14 (рис. 13) с закрепленной на нем вилкой 16, которая, перемещая муфту 29 (рис. 12), включает повышающую (левое положение муфты) или понижающую ступень редуктора.

Включение привода насоса гидронавесной системы производится рычагом 11 (рис. 13). Положение шестерен и зубчатых муфт в нейтральном и включенном положениях фиксируется подпружиненными шариками 15.

Для предотвращения одновременного включения зубчатых муфт 6, 13 (рис. 12) и 19, 38 установлены шарики 3 (рис. 13).

Проверка уровня масла в корпусе коробки передач

- Отверните пробку контрольно-заливного отверстия. Уровень масла должен доходить до контрольного отверстия.

- Если уровень масла не доходит до контрольного отверстия, долейте масло. Заверните пробку.

Замена масла в корпусе КПП

- Выверните пробку и слейте масло из корпуса коробки передач.

- Заверните пробку и залейте свежее сезонное масло до уровня контрольно-заливного отверстия.

mtzshop.ru

Мосты трактора МТЗ-320 и их комплектующие детали

________________________________________________________________________

Мосты трактора МТЗ-320 и их комплектующие детали

Задний мост трактора МТЗ-320

Задний мост минитрактора МТЗ-320 (рис.8,9) передает крутящий момент от коробки передач на задние колеса трактора.

Рис. 8. Задний мост минитрактора МТЗ-320

1 - кольцо стопорное; 2 - втулка; 3 - корпус; 4 - вал; 5 - втулка; 6 - штифт; 7 - крышка; 8 - манжета; 9 - штифт; 10-кольцо; 11 -подшипник; 12-вал; 13-корпус; 14-вилка; 15-блок-шестерня; 16-штифт; 17- подшипник; 18 - прокладка; 19 - крышка; 20 - кольцо стопорное; 21 - вал; 22 - кольцо стопорное; 23 - хвостовик; 24 - плита; 25 - манжета; 26 - штифт; 27 - шестерня; 28 - шестерня; 29 - кольцо; 30 - подшипник; 31 - штифт; 32 - заглушка; 33 - вал-шестерня; 34 - подшипник; 35 - кольцо; 36 - прокладка; 37 - прокладка; 38 - стакан; 39 - втулка; 40 - прокладка; 41 - кольцо маслоотгонное; 42 - манжета; 43 - крышка; 44 - фланец; 45 - гайка; 46 - кольцо стопорное; 47 - муфта; 48 - болт; 49 - шайба; 50 -валик; 51 - кольцо; 52 - пластина; 53 - вал.

Рис. 9. Задний мост минитрактора МТЗ-320

1 - болт; 2 - шайба; 3 - шестерня; 4 - кольцо стопорное; 5 - подшипник; 6 - манжета; 7 - шайба; 8 - фланец; 9 - рым; 10 - гайка крепления диска; 11 - болт колеса; 12 - болт; 13 - крышка; 14 - прокладка; 15 - подшипник; 16 - рукав; 17 - вал-шестерня; 18 - пробка; 19 - болт; 20 - шайба; 21 - кольцо; 22 - втулка; 23 - кольцо стопорное; 24 - пружина; 25 - сапун; 26 - подшипник; 27 - втулка; 28 - кольцо стопорное; 29 - проставка; 30 - прокладка; 31 - корпус тормоза; 32 - муфта включения; 33 - крышка; 34 - болт; 35 - шайба; 36 - шестерня ведомая; 37 - ось; 38 - кольцо стопорное; 39 - сателлит; 40 - шайба опорная; 41 - шестерня полуосевая; 42 - корпус; 43 - прокладка; 44 - прокладка; 45 - диск ведущий; 46 - диск нажимной; 47 - шарик; 48 - диск промежуточный; 49 - корпус тормоза; 50 - шпилька; 51 - гайка; 52 - гайка; 53 - шайбаупорная; 54 - подшипник; 55 - пробка

Задний мост МТЗ-320 состоит из главной передачи, дифференциала с механической блокировкой, конечных передач и тормозов.

Главная передача редуктора заднего моста трактора МТЗ-320

Главная передача редуктора заднего моста МТЗ-320 передает крутящий момент от коробки передач к дифференциалу заднего моста с изменением направления под углом 90°.

Главная передача редуктора заднего моста МТЗ-320 состоит из втулки 5 (рис. 8), вала 53, муфты 47, зубчатого фланца 44, ведущего вала-шестерни 33, установленного на конических роликовых подшипниках 34 в стакане 38 и ведомой шестерни 36 (рис. 9) закрепленной болтами 34 на корпусе дифференциала.

Подшипники вал-шестерни 33 (рис. 8) регулируются с натягом 0,01...0,04 мм путем подбора регулировочных прокладок 40, при этом момент проворачивания вал-шестерни должен быть в пределах 1,0...1,2 Нм, момент затяжки гайки 45-120...150НМ.

Подбором регулировочных прокладок 36, 37 вал-шестерня 33 в сборе должна быть установлена так, чтобы размер "Е" составлял 59,5+ ,19 мм.

Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи редуктора заднего моста МТЗ-320 должен быть в пределах 0,08...0,22 мм, прилегание зубьев не менее 50% поверхности с расположением отпечатков в средней части зуба или ближе к вершине конуса.

Регулировка зазора производится перенесением части регулировочных прокладок 43, 44 (рис. 9) из-под фланца левого корпуса 31 тормоза под фланец правого 49 корпуса тормоза (без изменения общего количества прокладок).

Регулировку бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи редуктора заднего моста МТЗ-320 производите после регулировки натяга в подшипниках дифференциала.

Дифференциал заднего моста трактора МТЗ-320

Дифференциал заднего моста МТЗ-320 состоит из корпуса 10 (рис. 10), крышки 5, полуосевых шестерен 6, 9 и двух сателлитов 8, установленных в корпусе на оси 7.

Рис.10. Дифференциал заднего моста трактора МТЗ-320

1,12-подшипник;7-втулка; 3, 11 - корпус тормоза; 4-муфта; 5-крышка, 6,9- полуосевая шестерня; 7 - ось сателлитов; 8 - сателлит; 10 - корпус дифференциала.

Дифференциал заднего моста МТЗ-320 установлен на конических роликовых подшипниках 1, 12 в корпусах тормозов 3,11.

Подшипники дифференциала 1, 12 регулируются с натягом до получения момента проворачивания дифференциала (без зацепления с ведущей шестерней главной передачи) 3...5 Нм после предварительного проворачивания дифференциала на 4-5 оборотов.

Для регулировки подшипников дифференциала заднего моста МТЗ-320

- установите под фланцем правого тормоза 49 (рис. 9) два набора регулировочных прокладок 43, 44, состоящих из трех прокладок толщиной 0,5 мм и трех прокладок толщиной 0,2 мм, после чего подожмите корпус 49 тормоза к корпусу заднего моста двумя болтами;

- подбирая наборы регулировочных прокладок под фланец левого корпуса 31 тормоза, добейтесь получения в подшипниках требуемого натяга.

В каждом наборе должно быть одинаковое количество прокладок. Причем не менее двух прокладок толщиной 0,2 мм.

Для повышения проходимости трактора МТЗ-320 дифференциал имеет принудительную блокировку, включение которой осуществляется подвижной муфтой 4 (рис. 10) путем соединения левой полуосевой шестерни 6 дифференциала через втулку 2 с крышкой 5 дифференциала.

Управление блокировкой дифференциала заднего моста МТЗ-320

Осуществляется перемещением рукоятки 1 (рис. 11) вверх-вниз, при этом через систему тяг и рычагов перемещается подвижная муфта 4 (рис. 10) включения блокировки.

Рис. 11. Управление блокировкой дифференциала заднего моста МТЗ-320

1 - рукоятка; 2 - гайка; 3 - тяга; 4 - втулка; 5 - рычаг; 6 - тяга; 7 - шплинт.

При нижнем положении рукоятки 1 (рис. 11) блокировка дифференциала заднего моста МТЗ-320 выключена, при установке ее в верхнее (фиксированное) положение дифференциал заднего моста заблокирован.

Включение и выключение блокировки должно производится при выключенной муфте сцепления и минимальной скорости передвижения трактора.

Конечные передачи заднего моста МТЗ-320 повышают и передают крутящий момент от дифференциала к задним колесам трактора.

Состоят из рукавов с крышками, ведущих валов шестерен, установленных на подшипниках и ведомых шестерен, установленных на фланцах, к которым крепятся задние колеса трактора.

Передний ведущий мост МТЗ-320

Передний ведущий мост МТЗ-320 портального типа с приводом от вторичного вала коробки передач, состоит из главной передачи, дифференциала, карданных шарниров, колесных редукторов и привода.

Рис. 12. Передний ведущий мост МТЗ-320

1 - редуктор левый; 2 - крышка; 3 - рычаг поворотный; 4 - прокладка регулировочная; 5 - обойма; 6 - пробка; 7 - прокладки регулировочные; 8 - штифт; 9 -дифференциал; 10 - шестерня ведомая; 11 - кольцо; 12 - корпус; 13 - сапун; 14 - рукав; 15 - палец подвески; 16 - масленка; 17 - подшипник; 18 - шарнир карданный; 19 - редуктор правый; 20 - кольцо; 21 - подшипник; 22 - рычаг; 23 - фланец; 24 - прокладка; 25 - шестерня ведущая; 26, 28 - прокладка регулировочная; 27 - кронштейн; 29 - кольцо маслоотгонное; 30 - манжета; 31 -гайка; 32 - фланец; 33, 35 - подшипник; 34 - втулка; 36 - манжета; 37 - рукав; 38 - рычаг; 39 - заглушка.

Через кронштейны 27 (рис.12) передний ведущий мост МТЗ-320 соединен с полурамой трактора, что дает возможность мосту качаться вместе с колесами в поперечной плоскости на угол, ограничивающийся упором на рукаве.

Главная передача редуктора переднего ведущего моста МТЗ-320

Главная передача редуктора переднего ведущего моста МТЗ-320 представляет собой пару конических шестерен 10 и 25 (рис. 12) со спиральными зубьями.

Ведущая шестерня установлена в корпусе 12 на двух конических роликовых подшипниках 33 и 35, ведомая шестерня 10 закреплена болтами к фланцу дифференциала.

Подшипники ведущей шестерни 25 регулируются с натягом 0,01...0,04 мм путем подбора регулировочных прокладок 28, при этом момент проворачивания ведущей шестерни (без зацепления с ведомой шестерней) после затяжки гайки 31 моментом 120...150 Нм (12...15 кгс/м) должен быть в пределах 0,2...0,4 Нм (0,02...0,04 кгс/м).

Путем перестановки одинакового количества прокладок 26 и 28 ведущая шестерня 25 должна быть установлена так, чтобы размер "В" (расстояние от торца шестерни до центра отверстий под установку рукавов 14, 37) составляет 59,5 мм.

Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи редуктора переднего ведущего моста МТЗ-320 должен быть в пределах 0,08...0,3 мм, прилегание зубьев не менее 50% поверхности с расположением отпечатков в средней части зуба или ближе к вершине конуса.

Регулировка зазора производится переносом части прокладок из-под фланца правого рукава 14 под фланец левого рукава 37 без изменения общего количества прокладок.

Предварительно должен быть отрегулирован натяг в подшипниках дифференциала.

Дифференциал переднего ведущего моста МТЗ-320

Дифференциал переднего ведущего моста МТЗ-320 (рис.13) обеспечивает вращение передних ведущих колес трактора с различными угловыми скоростями при поворотах, а также передает крутящий момент от коробки передач к передним колесам при пробуксовке задних ведущих колес более 4%.

Рис. 13. Дифференциал переднего ведущего моста трактора МТЗ-320

1 - фланец; 2 - шестерня ведомая; 3 - шарик; 4 - пружина; 5 - ось; 6 - диск; 7 - фланец; 8 - муфта дифференциала; 9 - подшипник; 10 - шайба; 11 - болт; 12 - собачка; 13 - болт; 14 - шайба; 15 - заглушка

Дифференциал переднего ведущего моста МТЗ-320 представляет собой сдвоенную обгонную муфту двойного действия храпового типа.

Дифференциал переднего ведущего моста МТЗ-320 установлен на двух конических роликовых подшипниках 9 (рис. 13) в рукавах переднего ведущего моста, состоит из соединенных между собой четырьмя болтами фланцев 1 и 7, муфт 8, подпружиненных осей 5 с неподвижно установленными на них собачках 12, а также диска 6.

При вращении ведомой шестерни 2 собачки 12 через упоры вводятся в зацепление с муфтами 8 силой трения, возникающей между поверхностью диска 6 и выступами осей 5.

Для создания силы трения оси 5 постоянно поджимаются к диску 6 пружинами 4.

В зависимости от направления вращения ведомой шестерни 2 собачка 12 входит в зацепление с муфтой 8 одним из упоров (А или В).

Если задние колеса трактора МТЗ-320 вращаются с буксованием менее 4%, то муфты 8 обгоняют ведомую шестерню 2, а собачки 12 вынуждены "прощелкивать" по четырем выступам муфт 8.

При достижении буксования задних колес более 4%, поступательное движение трактора замедляется, угловые скорости муфт 8 и ведомой шестерни 2 выравниваются.

При дальнейшем увеличении буксования задних колес крутящий момент начнет передаваться от ведомой шестерни 2 через собачки 12 на муфты 8 и через сдвоенные карданные шарниры 18 (рис. 12) к редукторам передних колес.

Подшипники дифференциала переднего ведущего моста минитрактора МТЗ-320 регулируются с натягом так, чтобы усилие, приложенное к наружному торцу зубьев ведомой шестерни 10 (рис. 12) для проворачивания дифференциала (без зацепления с ведущей шестерней главной передачи) в подшипниках было в пределах 55...75 Н (5,5...7,5 кг/с) после предварительного проворачивания дифференциала на 4-5 оборотов.

Регулировка подшипников дифференциала переднего ведущего моста МТЗ-320 производится в следующем порядке:

- установите под фланец правого рукава 14 два набора регулировочных прокладок 7, после чего затяните рукав тремя болтами;

- подбирая набор регулировочных прокладок под фланец левого рукава 37, добейтесь получения требуемого натяга. В каждом наборе должно быть не менее двух прокладок толщиной 0,2 мм.

Колесные редукторы МТЗ-320

Колесные редукторы МТЗ-320 установлены на рукавах переднего ведущего моста через пару конических подшипников 17, 21.

Рис. 19. Колесный редуктор МТЗ-320

1 - крышка; 2 - прокладка; 3 - шестерня; 4 - подшипник; 5 - манжета; 6 - кольцо; 7 - корпус; 8 - винт; 9 - шайба; 10 - грязевик; 11 - шарнир; 12 - сапун; 13 -гайка; 14, 15 - пробка; 16 - болт; 17 - шестерня; 18 - фланец; 19 - шайба; 20 - болт; 21 - пластина фиксирующая

Каждый из редукторов МТЗ-320 состоит из корпуса 7 (рис. 19), крышки 1, пары цилиндрических шестерен 3, 17, фланца 18, сдвоенного карданного шарнира 11.

Правый и левый редукторы посредством рычагов и, а также рулевой тяги связаны между собой.

Поворотный рычаг 3 правого редуктора МТЗ-320 соединен со штоком гидроцилиндра рулевого управления.

Конические подшипники 17, 21 с помощью прокладок 4 регулируются с натягом таким образом, чтобы усилие, приложенное к фланцу крепления колес для поворота редуктора поддомкраченного переднего ведущего моста МТЗ-320, было в пределах 30...50 Н (3...5 кгс).

Привод переднего ведущего моста МТЗ-320

Привод переднего ведущего моста МТЗ-320 постоянного включения, передает крутящий момент от выходного вала коробки передач к ПВМ.

Рис.14. Привод переднего ведущего моста МТЗ-320

1 – фланец; 2 – шарнир карданный; 3 – вилка; 4 – труба; 5 – заглушка; 6 – вилка; 7 – обойма; 8 – крестовина; 9 – кольцо; 10 – подшипник

Привод переднего ведущего моста МТЗ-320 состоит из фланца 1 (рис. 14), двух карданных шарниров 2, трубы 4, задней вилки 6.

Фланец 1 болтами соединяется с фланцем ведущей шестерни главной передачи переднего ведущего моста МТЗ-320, а вилка 6 - шлицами соединена с выходным валом коробки передач, имея при этом осевое перемещение по шлицам вала КПП.

Для предохранения привода переднего ведущего моста МТЗ-320 предусмотрено его ограждение.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

techspez.ru