11.4 Снятие и установка на место сборки сцепления. Центровка сцепления ауди 80


Audi 80 | Ремонт сцепления

1. Снимите коробку передач с автомобиля (см. подраздел 3.2.2).

2. Установите оправку в отверстие нажимного диска.
3. Отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления. При этом удерживайте с помощью отвертки маховик от проворачивания, ввернув предварительно один из болтов крепления коробки передач. Снимите кожух сцепления в сборе с нажимным диском и ведомым диском, установленным внутри кожуха. Придерживайте при этом ведомый диск, иначе он может выпасть.
4. Трещины на деталях ведомого диска не допускаются. Проверьте износ фрикционных накладок 1. Если головки заклепок 2 углублены на расстояние менее 0,2 мм, поверхность фрикционных накладок замаслена или ослаблены заклепочные соединения, то ведомый диск необходимо заменить. Проверьте надежность фиксации демпферных пружин 3 в гнездах ступицы ведомого диска, при сломанных пружинах диск необходимо заменить. 5. Проверьте биение ведомого диска, если при визуальном осмотре обнаружено его коробление. Если величина биения превышает 0,5 мм, замените диск. 6. Осмотрите рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и перегрева. Замените дефектные узлы.
7. При ослаблении заклепочных соединений 1 деталей кожуха и нажимного диска замените кожух с нажимным диском в сборе. Внешним осмотром оцените состояние диафрагменной пружины 2 нажимного диска. Наличие трещин на диафрагменной пружине не допускается. Места а контакта лепестков пружины с подшипником выключения сцепления должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа (величина износа не должна превышать 0,8 мм). В противном случае замените кожух с нажимным диском в сборе.
8. Внешним осмотром оцените состояние опорных колец нажимной пружины. Кольца не должны иметь трещин и следов износа. В противном случае замените кожух с нажимным диском в сборе.
9. В мастерской можно проверить состояния ведущей части сцепления. Для этого закрепите нажимной диск 3 в сборе с нажимной пружиной 1 и кожухом 2 на приспособление с промежуточным кольцом 4 толщиной В=(8,3±0,04) мм. Это приспособление заменяет маховик с ведомым диском. Выключите сцепление три раза ходом выключения 8–9 мм, прикладывая нагрузку к лепесткам нажимной пружины 1 на диаметре С=34 мм. При этом: – проверьте, что ходу выключения (8,0±0,1) мм соответствует ход нажимного диска не менее 1,4 мм; – разность величин отхода нажимного диска 3 не более 0,25 мм; – размер А должен быть в пределах (29–31) мм; – нагрузка на лепестках нажимной пружины 1 на диаметре С при ходе (8,0±0,1) мм должна быть не более 1100 Н (1350 Н для сцепления ВАЗ–2112), пик нагрузки выключения не более 1300 Н (1500 Н для сцепления ВАЗ–2112).
10. Перед установкой сцепления проверьте легкость перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. При необходимости устраните причины заедания или замените дефектные детали.
11. Обратите внимание, что при установке ведомого диска в кожух нажимного диска более выступающая часть ступицы должна быть направлена в сторону нажимной пружины.
12. Вставьте центрирующую оправку в шлицы ведомого диска со стороны нажимной пружины.
13. Установите сцепление на маховик по трем центрирующим штифтам (показаны стрелками) и заверните шесть болтов крепления сцепления к маховику равномерно по диагонали, удерживая маховик от проворачивания. После этого выньте центрирующую оправку и установите коробку передач.

automn.ru

Audi 80 | Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления

Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления

 border=

Вырабатываемая в процессе износа фрикционных накладок диска сцепления пыль может содержать вредный для здоровья асбест. Не сдувайте пыль сжатым воздухом и ни в коем случае не вдыхайте ее. Не промывайте компоненты сборки сцепления растворителями на нефтяной основе, - для этой цели должен использоваться специальный очиститель для компонентов тормозных механизмов или метиловый спирт. Использованную после протирки компонентов сцепления ветошь перед утилизацией следует поместить в герметичную тару.

 border=

Несмотря на то, что некоторые новые фрикционные материалы не содержат асбест, в ходе выполнения процедур обслуживания сцепления следует исходить из предположения, что асбест в них все же имеется.

Детали крепления сборки сцепления

1 — Болт крепления корзины сцепления (один из шести) 2 — Направляющие штифты (два из трех)

Снятие

1. Если силовой агрегат не снят с автомобиля и не расчленен (см. Главу Ремонт двигателя), доступ к сборке сцепления может быть обеспечен путем демонтажа коробки передач (см. Ручная коробка переключения передач). 2. Прежде чем приступать к демонтажу сборки, пометьте посадочное положение корзины сцепления на маховике. Воспользуйтесь мелом или маркером. 3. Двигаясь в диагональном порядке, в несколько приемов (по пол-оборота за подход) равномерно ослабьте болты крепления корзины к маховику настолько, чтобы появилась возможность выворачивания их вручную (см. иллюстрацию Детали крепления сборки сцепления). 4. Поддев, снимите корзину с направляющих штифтов. Следом снимите фрикционный диск, постаравшись запомнить его правильное установочное (см. иллюстрацию Детали крепления сборки сцепления).

Проверка состояния

 border=

Ввиду трудоемкости процедур снятия и установки сборки обычно принято сразу производить замену фрикционного диска, корзины и выжимного подшипника в комплекте, даже если изношен лишь один из компонентов. Строго говоря, заменять сборку сцепления разумно в профилактическом порядке каждый раз при демонтаже коробки передач и/или двигателя.

1. Отделив фрикционный диск от корзины сцепления, уложите компоненты на верстак. 2. Перед выполнением чистки компонентов ознакомьтесь с предупреждением в начале настоящего раздела. Работая в хорошо вентилируемом помещении, а лучше на открытом воздухе, тщательно очистите компоненты, протерев их чистой ветошью, смоченной в специальном очистителе для компонентов тормозных механизмов или метиловом спирте. 3. Оцените степень износа фрикционных накладок. Остаточная толщина накладок не должна быть меньше 0.3 мм. Проверьте накладки на наличие признаков механических повреждений или следов замасливания. В случае выявления трещин, следов перегрева, глубоких царапин, масляных пятен или других дефектов фрикционный диск подлежит замене в сборе. 4. Если фрикционные накладки имеют рабочее состояние, оцените степень износа шлицов ступицы диска, проверьте состояние и прочность посадки торсионных пружин и заклепок. В случае выявления дефектов диск подлежит замене. 5. При выявлении следов замасливания фрикционных накладок, проверьте состояние левого сальника коленчатого вала. Помимо сальника, источником утечек масла может являться стык поддона картера с блоком двигателя, либо первичный вал коробки передач. Замените дефектные уплотнительные компоненты (см. соответственно Главы Ремонт двигателя или Трансмиссия) прежде чем приступать к установке нового фрикционного диска.

6. Оценка величины биения ведомого диска производится при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа на токарном станке. Диск при этом одевается на вал или прямой стержень соответствующего диаметра. Величина биения диска не должна превышать 0.4 мм. В противном случае сборка подлежит замене.

7. Оцените величину люфта посадки ведомого диска на шлицах первичного вала. Люфт в направлении вращения не должен превышать 0.4 мм. Превышение оговоренного значения однозначно свидетельствует об износе ступицы диска. 8. Проверьте сборку корзины на наличие признаков механических повреждений. Потрясите нажимной диск, проверяя прочность посадки заклепок. Оцените состояние опорных колец, удостоверьтесь в отсутствии следов перегрева полос крепления нажимного диска к корзине. В случае выявления повреждений, признаков износа или ослабевания усилия, развиваемого диафрагменной пружиной, замените сборку корзины.

9. Проверьте состояние внутренних концов лепестков диафрагменной пружины. Концы лепестков должны находиться на одном уровне в пределах допуска 0.5 мм. Несильно деформированные лепестки могут быть распрямлены при помощи специального приспособления в виде металлической полосы с прорезью. Если глубина износа концов лепестков превышает 0.3 мм, сборка корзины подлежит замене.

10. Проверьте состояние контактных поверхностей маховика и фрикционного диска - они должны быть абсолютно, чистыми и свободными от каверн, глубоких царапин и задиров. Мелкие дефекты могут быть устранены путем обработки поверхности мелкозернистой наждачной бумагой. В более серьезных случаях замените дефектный компонент. Оцените степень неплоскостности рабочей поверхности нажимного диска. При превышении результатом измерения значения в 0.3 мм сборка корзины также подлежит замене.

11. Проверьте свободу вращения выжимного подшипника. Оцените состояние его поверхности. В случае выявления глубоких царапин, каверн, задиров и прочих повреждений замените сборку подшипника. На моделях со сцеплением вытяжного типа подшипник заменяется в сборе с корзиной.

Установка

1. При сборке удостоверьтесь в исправности состояния контактных поверхностей фрикционного диска и маховика. С новых компонентов тщательно удалите следы защитной смазки.

2. Разверните фрикционный диск подпружиненной стороной ступицы от маховика; на некоторых дисках предусмотрена специальная маркировка, позволяющая определить, какой стороной к маховику его следует устанавливать.

3. Установите сборку корзины сцепления. При установке старой корзины проследите за совмещением нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток (корзина сажается на три направляющих штифта). Вверните крепежные болты и затяните их, пока только от руки, чтобы оставалась возможность корректировки положения сборки. 4. Теперь необходимо отцентрировать фрикционный диск, чтобы при установке коробки передач шлицы цапфы первичного вала попали в центр ступицы диска.

5. Для центровки ведомого диска проденьте отвертку или другой подходящий инструмент в отверстие в торце коленчатого вала. Теперь фрикционный диск может быть отцентрирован по отношению к валу. Альтернативно можно воспользоваться специальным инструментом, что позволяет в значительной мере сократить связанные с подгонкой временные затраты. Инструмент может быть изготовлен в домашних условиях из подходящего металлического стержня или деревянного бруска, плотно садящихся в отверстие в торце коленчатого вала. В месте продевания стержня в ступицу на него следует намотать скотч, обеспечив плотность посадки в ступичном отверстии.

6. Закончив центрирование фрикционного диска, затяните болты крепления корзины с требуемым усилием. Действуйте в диагональном порядке, затягивание производите равномерно, в несколько приемов.

7. Слегка смажьте шлицы ступицы ведомого диска сцепления и первичного вала коробки передач смазкой на основе дисульфида молибдена. Той же смазкой смажьте гнездо выжимного подшипника и вилку выключения сцепления. 8. Установите на место сборку коробки передач (см. Ручная коробка переключения передач).

automn.ru

Audi 80 | Снятие и установка на место сборки сцепления

Снятие и установка на место сборки сцепления

Снятие

 border=

Пыль, образуемая в системе сцепления при износе диска сцепления может содержать в себе асбест, который является чрезвычайно вредным для здоровья. Не выдувайте пыль сжатым воздухом и не вдыхайте ее. Не применяйте растворители на базе бензина для очистки пыли. Для этого применяется специальный очиститель тормозной системы или метиловый спирт. После протирки начисто компонентов сцепления сухой ветошью отложите использованную ветошь и слейте использованный очиститель в промаркированную герметичную емкость.

 border=

Несмотря на то, что некоторые фрикционные материалы теперь не содержат асбест, безопаснее предполагать, что асбест всегда в них содержится.

В случае, если не производится снятие блока двигателя / трансмиссии для проведения общего капитального ремонта (см. Главу Ремонт двигателя), доступ к сцеплению может быть обеспечен путем снятия трансмиссии (Глава Ручная коробка передач). -

Перед тем, как приступить к снятию каких либо из компонентов сцепления, предварительно проставьте метки взаимного расположения между корзиной сцепления, ведомым диском и маховиком.

Для облегчения снятия корзины сцепления необходимо заблокировать маховик путем приболчивания блокировочного инструмента к одному из отверстий крепления трансмиссии, вставив другой конец инструмента в зубчатый венец маховика. В случае, если не имеется возможности применить универсальный инструмент для блокировки маховика, коленвал (а, следовательно, и маховик) может быть удержан стационарно с помощью торцевого ключа, надетого на болт звездочки коленвала. При этом понадобится помощь ассистента.

1. Действуя в диагональном порядке, постепенно отдавайте крепежные винты на пол-оборота за один подход до тех пор, пока не окажется возможным отвинчивание их рукой.
2. Поднимите корзину сцепления, затем выньте ведомый диск, запомнив для себя его ориентацию.

Осмотр

 border=

Так как снятие и установка на место компонентов сцепления отнимает относительно большое количество времени и сил, неплохой идеей будет одновременная замена при разборке сцепления фрикционных накладок, корзины с нажимным диском и выжимного подшипника одновременно, даже, если чрезмерно изношен лишь один из перечисленных компонентов.

При очистке компонентов сцепления во избежание неприятностей, связанных с работой с фрикционными материалами, внимательно прочитайте предупреждение, данное в начале данного Раздела; снимите пыль с помощью чистой сухой ветоши, работая при этом в хорошо вентилируемом помещении.

1. Осмотрите поверхности ведомого диска на предмет обнаружения износа, повреждения или загрязнений. Если на фрикционном материале есть трещины, прогары, царапины или повреждения, если имеется сильное загрязнение поверхности диска смазкой (проявляется в виде блестящих черных пятен), то фрикционный диск должен быть заменен. 2. В случае, если фрикционный материал еще пригоден к употреблению, проверьте, не изношены ли шлицы центральной ступицы, в хорошем ли состоянии демпфирующие пружины, надежно ли они закреплены и надежно ли закреплены все заклепки. В случае обнаружения каких либо повреждений или признаков износа фрикционный диск должен быть заменен. 3. В случае обнаружения загрязнения фрикционного материала маслом следует проверить, нет ли утечек заднего сальника коленвала, утечек из линии соединения поддона картера с блоком цилиндров или через ведущий вал трансмиссии; при необходимости перед установкой нового фрикционного диска произведите ремонт сальника или соединений в соответствии с инструкциями, приведенными в Главе Ремонт двигателя. 4. Осмотрите корзину с нажимным диском на предмет обнаружения признаков износа или повреждений; потрясите сборку с целью проверить, нет ли износа или повреждений опорных колец, а также проверьте, нет ли признаков перегрева крепежа ведущих полос (нажимного диска к корзине) (проявляется в виде пятен темно-желтого или голубого цвета). В случае износа или повреждения пружин диафрагмы или если имеется подозрение на недостаточный ее прижим, корзина с нажимным диском должна быть заменена. 5. Осмотрите фрикционные поверхности нажимного диска и маховика; Поверхности должны быть чистыми, абсолютно плоскими и не иметь на себе царапин. В случае обнаружения на поверхностях следов перегрева или трещин они должны быть заменены, хотя незначительные повреждения такого рода иногда могут быть удалены с помощью наждачной бумаги. 6. Проверьте, чтобы контактная поверхность выжимного подшипника вращалась гладко и легко без признаков шероховатости и бесшумно, проверьте, нет ли признаков износа или шероховатости на самой поверхности, нет ли на ней трещин, точечной коррозии или глубоких выщерблин. При наличии каких либо сомнений в состоянии поверхности подшипника подшипник должен быть заменен (Раздел Снятие, осмотр и установка на место механизмов выжимания сцепления).

Установка на место

При сборке удостоверьтесь, что сопрягаемые поверхности маховика и корзины сцепления являются абсолютно чистыми, гладкими и не загрязненными маслом или смазкой. Для снятия защитной смазки с новых компонентов воспользуйтесь растворителем.
1. Поднесите ведомый диск таким образом, чтобы сборка пружинной ступицы была обращена в сторону от маховика; осмотрите диск на предмет обнаружения каких либо меток, сделанных изготовителем с целью правильной установки диска. 2. Установите на маховик корзину с нажимным диском, надев ее на установочные штифты; в случае установки старого диска совместите сделанные при разборке метки. Вставьте крепежные винты корзины сцепления, затяните их на этой стадии от руки таким образом, чтобы фрикционный диск мог слегка вращаться с целью его выравнивания при необходимости. 3. Ведомый диск должен быть отцентрирован внутри корзины таким образом, чтобы при установке трансмиссии ведущий вал проходил сквозь шлицевое отверстие в центре ведомого диска. Этого можно достигнуть, продев большую отвертку или удлинитель торцевого ключа сквозь ведомый диск, вставив его в отверстие в коленвале; ведомый диск теперь можно двигать до тех пор, пока он не отцентрируется относительно отверстия коленвала. Альтернативно, может быть использован универсальный инструмент для центровки сцепления; инструмент можно приобрести практически в любом магазине автомобильных аксессуаров. Аналогичный инструмент может быть изготовлен из куска металлического стержня или деревянного прутка, обработанного на конце под конус или плотно вставляемого в отверстие в коленвале. Для обеспечения совпадения диаметра инструмента с внутренним диаметром шлицевого отверстия ведомого диска стержень может быть обмотан изоляционной лентой. Перед тем, как продолжать процедуру установки дальше, удостоверьтесь, что ведомый диск правильно отцентрован.
4. После того, как фрикционный диск отцентрован, в прогрессирующем порядке затяните болты корзины, действуя в диагональном порядке и затягивая их с требуемым усилием.
5. Если устанавливали, снимите блокировочный инструмент маховика. 6. Нанесите на шлицы отверстия фрикционного диска и первичного вала трансмиссии немного смазки, имеющей высокую температуру плавления. 7. Установите на место трансмиссию (Глава Ручная коробка передач).

automn.ru